НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЫХАНИЕМ
Сохранение сфокусированного внимания играет важную роль во всех наших повседневных действиях, будь то работа, вождение автомобиля, общение, отдых и развлечения, а также духовная практика. Поэтому цель сеанса дыхательной медитации — научиться фокусировать внимание. Независимо от того, рассеянны вы обычно или собраны, качество внимания можно улучшить, и подобное улучшение пойдет вам на пользу. Как правило, современному человеку свойствен определенный образ мышления и сознания — обрывочный, полный предвзятых мыслей и суждений. Избавиться от него сложно, такой образ мыслей навязчив и представляет собой сознание низшей ступени, а благодаря дыхательной медитации вы перейдете к иному типу восприятия — более простому и в то же время глубокому. Из судьи вы превратитесь в наблюдателя, перестанете оценивать и сможете просто видеть и осознавать, не тратя нервы и силы на предвзятые оценки и суждения. Понятно, что переход на иную в качественном отношении ступень не просто пойдет на пользу вашему здоровью, но настроит вашу нервную систему, улучшит сон и эмоциональное состояние. Повторим еще раз: кто воспринимает предвзято, судит и оценивает, — тот нервничает, сталкивается с агрессией. Кто воспринимает спокойно и мудро — чувствует себя лучше. Переход на иную ступень восприятия — лишь один из множества способов использования сознания, который совершенствуется с практикой. Для подобного перехода к новому образу мыслей и восприятию предлагаю вам освоить конкретный метод, простой и доступный для каждого: развитие наблюдения за дыханием.
В наше сознание по привычке проникают различные мысли. Когда они появляются, просто дайте им уйти, когда делаете выдох, но не отождествляйте себя с ними, не реагируйте на них эмоционально. Проследите, как мысль возникает, проходит перед вами, а затем исчезает. Затем верните свое внимание в состояние покоя, не монотонного и вялого, а раскрепощенного. Если за одну получасовую медитацию вам удастся лишь вызвать у себя ощущение раскрепощенности сознания и ничего больше, не огорчайтесь: на данный момент этого вполне достаточно. Продолжайте направлять свое внимание на то место, где вы ощущаете вдохи и выдохи.
Продолжайте наблюдать за своим дыханием как можно дольше, сосредоточьтесь на нем, осознавайте его. Под сосредоточенностью или осознанием здесь нужно понимать способность непрерывно фокусироваться на каком-то знакомом, произвольно выбранном объекте не отвлекаясь. Стоит упомянуть, что в тибетском языке и в санскрите слово, означающее такое сосредоточенное осознание, переводится и как «память». Поэтому развитие сосредоточенности означает, что вы поддерживаете в себе непрерывный поток памяти, постоянно осознаете каждое свое действие, чувство, мысль и не забываете их. Такая постоянная сосредоточенность не подразумевает и не требует какого-то эмоционального отношения, вам не нужно оценивать чувство или мысль тем или иным образом. Достаточно просто следить за потоком физиологических ощущений при вдохах и выдохах. Качество осознания, которое вы здесь культивируете, — это разновидность чистого внимания, не окрашенного эмоциями, простое наблюдение. Вы ничего не анализируете, не пытаетесь извлечь из своих ощущений общую идею.
На протяжении всего сеанса дыхательной медитации важно не только сохранять сосредоточенность, осознание, но и непрерывно использовать интроспекцию, то есть заглядывать внутрь себя, следить за собой — не размышляя, не оценивая, просто наблюдая за состоянием собственного сознания. Вглядываясь в свою душу и сознание, вы получите возможность определить, не отвлеклись ли от дыхания, не переключилось ли ваше сознание на звуки, какие- то другие телесные ощущения, на мимолетные мысли, воспоминания либо предчувствия. Всматриваться в себя нужно пристально и внимательно, следя за процессами, происходящими как в уме, так и в теле. Время от времени проверяйте, не чувствуете ли вы напряжения вокруг глаз или лба (например, четкие сигналы напряжения — ощущение, будто свело челюсти, дергающееся веко и т.п.). Если вы чувствуете подобное напряжение, снимите его внутренним усилием. Мышцы лица должны быть расслаблены. Затем посвятите несколько минут проверке того, способны ли вы разделить свое внимание, оставаясь при этом раскрепощенными. Наблюдайте за своим дыханием, но осознавайте и то, как функционирует ваш ум.
Мне хотелось бы подчеркнуть, что этот прием не связан с концентрацией внимания, как ее понимают на Западе: при такой медитации вы не прилагаете напряженных, сфокусированных усилий, как, например, перед «мозговой атакой». Медитативная сосредоточенность — это нечто ровное, спокойное, раскрепощенное; вам не нужно себя подхлестывать, в то время как перед «мозговой атакой» или подобным усилием человек, как правило, весь собирается в напряженный комок. Позволю себе предложить вам простое сравнение; ровная медитативная сосредоточенность — это чай, неспешная и мудрая чайная церемония, а нервная сфокусированность, типичная для западного человека, — это крепкий кофе, который пьешь залпом, спеша заняться работой и морально готовясь к ней. Думаю, разница понятна. Важно сохранять ощущение физической и умственной раскрепощенности, и на этой основе мы постепенно повышаем устойчивость, а затем и подвижность внимания. Все это требует всеохватывающего осознания, и внутри этого охвата, ощущения открытости и раскрепощения, осознание и сосредоточение направлены на дыхание — направлены мягко, подобно руке, которую мать нежно кладет на голову ребенка, не надавливая, но давая ему знать о своем присутствии. По мере того как подвижность вашего осознания будет расти, вы станете замечать даже ощущения, появляющиеся между дыхательными движениями. Когда сознание успокоится, вы обнаружите, что теперь способны отслеживать сами физиологические ощущения, возникающие при дыхании, а не свои мысли относительно этих ощущений.