Клифот.
"Растрескивание сосудов, — продолжал Диоталлеви озабоченно, — это серьезная катастрофа. Нет ничего менее пригодного для жизни, чем неудавшийся мир. Должно быть, с самого начала космос имел какой- то дефект, однако даже наимудрейшим раввинам не удалось полностью его объяснить. Может быть, в тот момент, когда Бог делал выдох, в первоначальной емкости осталось несколько капель масла, материальный осадок, RESHIMU, и Бог распространился вместе с этим осадком. Или же раковины, келиппот, бациллы разрушения, поджидали где-то, затаясь".
Умберто Эко. "Маятник Фуко" ("V Гевура") .
Отходы, связанные со злом, создают демоническую антиструктуру по отношению к Древу Жизни и десяти сефирот. Эти отходы называются "клипот", "келиппот" или "клифот" (ед. ч. "клипа", "келипа" или "клифа"), и означают "кожа", "кора" или "раковины". Клифот представляют собой остатки процесса творения. Они изгнаны из Древа Жизни, но постоянно мучают человека из своих демонических антимиров. Иногда клифот появляются в виде искушений, иногда в виде реальных демонов, от которых человек должен защищаться. Клифот появляются в связи с изначальными и злыми мирами и их разрушением, однако в некоторых интерпретациях они обладают предшествующим Богу существованием.
Обычно каббалисты считают Гебура, осуждающую сторону Бога, основным фактором появления клифот. Этот процесс описывался в терминах, напоминающих бунт Люцифера против Бога и его порядка, что подтверждает мысль о том, что с самого начала Гебура обладала индивидуальным существованием, которое связано с Сатаной или Самаэлем. Гебура отделяется от сефиротического единства и заявляет: "Я буду править". Она силой возвращается в баланс сефирот, но некоторые части избегают этого. Эти части Гебура обращаются против Бога и начинают собственные эманации, которые каббалисты называют насмешкой над божественными мирами. Количество сефирот — десять, поэтому и эти эманации состоят из десяти антимиров. Изначальная демоническая пара, Самаэль и Лилит, представляющая клифот, управляет ими. Каббалисты называют клифотические миры незаконными и заявляют, что они относятся к акту творения, но в форме незаконной сексуальности.
Клифот называются экскрементами творения, иногда они ассоциируются с материальным миром, а иногда и с вещами, которые хуже и ниже его в каббалистической иерархии. Некоторые каббалистические исследователи соотносят клифот с Ассия или Асия, нижним уровнем Древа Жизни, к которому относится Малкут. В то же самое время клифотические антимиры соответствуют всей структуре сефирот на четырёх уровнях. Десять клифотических миров населены демонами и злыми сущностями. В "Разоблачённой Каббале", книге оккультиста и герметиста XIX века МакГрегора Мазерса, в которой содержатся тексты "Зохар", изначально опубликованные на латыни Кнорром фон Розенротом, Ассия и злые миры описываются так:
"Четвертый — мир Ассия, OVLM HO-SHIH, Олахм Ха-Асия, "мир действия", который также называется миром раковин, OVLM HQLIPVTH, Олахм Ха-Клифот, и есть этот мир материи, изготовленный из более грубых элементов других трёх миров. Это место пребывания злых духов, которые каббала называет "раковины", QLIPVTH, клифот, материальные раковины. Дьяволы также делятся на десять классов и у них есть подходящие им места обитания".
На основе идей о клифот и десяти антимирах в иудейской и христианской каббале была разработана целая демонология. Каждая клифа представляет негативный аспект или злую противоположность сефиры и населена демонами, а не ангелами, которые ассоциируются с сефирот. Обычно считается, что десять клифотических миров и их демонические правители таковы:
NКлифа-сефираДемон-правительПротивоположность
1.Нахемо (Nahemo)Нахема (Nahema)Малкут
2.Гамалиэль (Gamaliel)Лилит (Lilith)Йесод
3.Самаэль (Samael)Адраммелек (Adrammelek)Ход
4.Хареб-Серапель (Hareb-Serapel)Баал (Baal)Нецах
5.Тагаририм (Tagaririm)Бельфегор (Belphegor)Тифарет
6.Галаб (Galab)Асмодеус (Asmodeus)Гебура
7.Гамехикот (Gamehicoth)Аштарот (Ashtaroth)Хесед
8.Сатариэль (Satariel)Люцифуг (Lucifuge)Бина
9.Хайгидэль (Haigidel)Беелзебуб (Beelzebub)Хокма
10.Тамиэль (Thamiel)Сатана и Молох (Satan & Moloch)Кетер
Эта таблица основана на соответствиях из "Разоблачённой Каббалы" и показывает, как десять различных сфер соотносятся с четырьмя каббалистическими мирами. Высшая (или как, возможно, её следует называть, "низшая") клифа, Тамиэль, соотносится с высшим архетипическим миром, Ацилут, а Хайгидэль и Сатариэль соотносятся с миром творения, Брия. Шесть последующих миров соотносятся с миром формации, Йецира, а низшая клифа, Нахемо, соотносится с материальным миром, Ассия. Имена клифот и их правителей в разных источниках отличаются, и в этой книге мы будем обычно использовать другое написание. "Разоблачённая Каббала" предлагает интересное описание злых миров и их существ:
"Демоны — самые отвратительные и несовершенные формы. Их десять ступеней соответствуют декаде сефирот, но в обратном порядке, так как тьма и нечистота возрастают по мере нисхождения по ступеням.
Первые две — ничто, кроме отсутствия видимой формы и организации.
Третья — обиталище тьмы. Далее следуют семь адов, населённых демонами, соответствующими воплощённым человеческим порокам, и мучают тех, кто отдался этим порокам в земной жизни".
Самаэль описан как правитель всех демонов и идентифицируется с Сатаной. Вместе с Багряной женой, Царицей Блуда, "Ишет Зенуним", его называют CHIVA или Хиоа, "Зверь". Зверь, Самаэль и Блудница составляют Злую Троицу.