Нетленное тело Пандидо Хамбо ламы Итигелова.
Местонахождение: Иволгинский дацан, Республика Бурятия, Россия.
«Мне очень нравятся слова святого Августина, который сказал, что чудо противоречит не законам природы, а только нашим представлениям о нем», – сказала доктор исторических наук, профессор РГГУ Галина Ершова, открывая состоявшуюся в декабре 2004 года в Москве пресс конференцию, посвященную одной из самых волнующих загадок современности – проблеме удивительной сохранности тела XII Пандидо Хамбо ламы Даши Доржо Итигелова, хранящегося сегодня в Иволгинском дацане (Бурятия).
…11 сентября 2002 года, в полном соответствии с требованиями законодательства РФ – с разрешения родственников и в присутствии официальных лиц, представителей судебно медицинской экспертизы и священнослужителей буддийской традиционной Сангхи России – в Иволгинском дацане состоялось вскрытие кедрового саркофага с телом Хамбо ламы Даши Доржо Итигелова (1852–1927). Никто из присутствовавших не знал, что таится под деревянной крышкой. Большинство ожидало увидеть только разложившиеся останки. И можно понять то состояние шока, в который были повергнуты очевидцы вскрытия: тело ламы предстало перед ними… нет, не просто нетленным. Это тело можно было бы назвать живым. Если бы не одно обстоятельство: человек, которому оно принадлежало, умер почти 80 лет назад.
С 1911 по 1927 год Даша Доржо Итигелов был главой буддистов Восточной Сибири (Хамбо ламой). Он родился в 1852 году. Рано оставшись сиротой, воспитывался в зажиточной семье Надмита Батуева. В 16 лет он отправился на учебу в Анинский дацан, который в те годы был известен высоким уровнем подготовки лам. Там он провел около 20 лет, изучая санскрит, тибетский язык, логику, философию. В дальнейшем Итигелов совершенствовал свои знания в Цугольском и Агинском дацанах. Он получил известность как философ и врач. Итигелов хорошо знал физиологию человека и даже составил справочник по фармакологии. Всю свою жизнь он провел в Бурятии и лишь один раз выезжал за пределы Сибири – когда в начале февраля 1913 года присутствовал на праздновании 300 летия дома Романовых и открывал в Петербурге буддистский храм.
В 1911 году Даша Доржо Итигелов был избран XII Пандидо Хамбо ламой «ламаистского духовенства Восточной Сибири». В годы Первой мировой войны он активно участвовал в благотворительных акциях, организовывал госпитали и получил несколько наград.
В 1926 году Итигелов посоветовал всем буддийским монахам немедленно покинуть Россию, предсказав репрессии коммунистической власти в отношении буддийских священнослужителей и разрушение дацанов в Бурятии. Отвечая ученикам, озабоченным его собственной судьбой, Итигелов сказал: «Меня они не успеют взять».
В 1927 году лама ушел в мир иной. Обстоятельства его смерти и погребения очень не традиционны для буддизма и бурят. Окруженный учениками, Даши Доржо Итигелов сел в позу лотоса и попросил их читать для него молитву – благопожелание для умершего. Но ученики не осмелились произнести ее в присутствии живого учителя. Тогда лама сам начал читать ее; постепенно молитву подхватили окружающие. Читая это благопожелание и находясь в состоянии медитации, лама ушел из жизни. Перед этим он завещал своим ученикам: «Вы навестите и посмотрите мое тело через 30 лет».
В позе лотоса, в которой Хамбо лама находился во время медитации, тело поместили в кедровый саркофаг и похоронили в местности Хухэ Зурхэн, в бумхане – мавзолее, где традиционно хоронят лам, на уровне полутора метров под землей.
Завещание «посмотреть на тело» спустя 30 лет абсолютно необычно для погребальных обычаев бурят. Посещение кладбищ для них вещь неприятная и тяжелая. А сама мысль о том, чтобы достать из земли мертвого человека, вообще противоречит традиционным представлениям. Тем не менее в 1955 году група лам во главе с Хамбо ламой Лубсан Нимой Дармаевым, выполняя волю Итигелова, решилось на этот невероятный шаг и втайне от властей вскрыла захоронение. Убедившись, что тело Итигелова нетронуто, его опять спрятали. В 1973 году эта операция проводилась вторично. В третий раз – в 2002 году – тело было извлечено из захоронения и перевезено в главный храм Иволгинского дацана близ Улан Удэ.
Тело Итигелова оставалось в той самой позе лотоса, которую принял Итигелов, когда, медитируя, уходил из жизни. Представители судебно медицинской экспертизы напрасно ожидали те самые 3–4 часа, за которые оно должно бы было превратиться в прах, как это обычно происходит в таких случаях. Их ожидания были тщетны.
«Оказалось, что в теле еще идут какие то процессы, которые свойственны скорее живому человеку, чем мертвому, – говорит Галина Ершова. – «Еще при извлечении тела был составлен акт судебно медицинской экспертизы, где отмечались целостность кожного покрова, ногтей, волос, мягкость и эластичность тканей, подвижность суставов. Но такого не может быть по определению – ведь после смерти Итигелова прошло 75 лет! Это полностью противоречит всем представлениям о том, что должно быть и чего не должно быть с человеческим телом после смерти. При этом на теле нет никаких следов бальзамации, каких то других консерваций, следов вскрытия. Это тело живого человека!»