Лугнасад. Обряды и ритуалы.
Накануне 1 августа совершались магические действия над скотом, чтобы уберечь его от всяких напастей. Особенно заботились о коровах: мазали смолой хвосты и уши, привязывали к хвостам красные или синие нитки, произносили магические заклинания над выменем.
По очень старому обычаю в этот день старались искупать скот (или только лошадей) в море или реке. По-видимому, это был остаток какого-то языческого ритуала, о чем свидетельствует специальное постановление церковной сессии 1647 г. о запрещении подобных действий.
В Хайленде женщины обычно раздавали всем, кто был на летних пастбищах, небольшие сыры из творога - на счастье. Такие сыры и масло специально приготовлялись для празднования этого дня.
В кельтские времена Лугнасад не был исключительно сельскохозяйственным праздником, в это время, например, устраивались
собрания законоведов и судей,
на которые мог явиться любой свободный человек и обратиться за справедливостью как к законникам, так и к самому королю. Эти общие собрания сопровождались торжищами, куда приезжали как земледельцы, так и ремесленники, а также пирами, которые устраивал король для своих подданных. Во время праздника оглашались новые законы, проводились перестановки среди управляющей элиты. Считалось, что если в этот год выпал плохой урожай, то правление вождя было недостаточно хорошим, и земля отражала это, давая мало плодов. Поэтому Лугнасад также означал подведение итогов правления.Кроме того, начало августа – время
ярмарок
и найма работников. Ярмарки после жатвы открывались во множестве – лошадиные, сырные, медовые, ярмарки зерна и т.п. Как и везде в Европе, ярмарки сопровождались гуляньями и увеселениями. Устраивались состязания и различные игры, например, скачки (в том числе на неосёдланных лошадях), состязания в беге (в том числе среди женщин).Следует упомянуть еще об одном обряде, являвшемся необходимым компонентом праздника —
борьбе двух сторон,
какой-то разновидностью ритуальных в прошлом у многих европейских народов состязаний и кулачных боев. На юге Шотландии обычно сражающимися партиями были пастухи двух приходов. За несколько дней до праздника на двух холмах, расположенных на расстоянии примерно 2-3 км друг от друга, строили башню из земли и дерна (высотой 3-4 м, диаметром 3 м). День 1 августа пастухи проводили в обороне своей башни и атаках-вылазках на соседнюю. Все сражающиеся были вооружены дубинками и иногда между ними разгорались настоящие битвы, очень шумные и грубые. Цель битвы заключалась в том, чтобы снять с верха башни флаг противника и водрузить на его место свой. После окончания игры парни пожимали друг другу руки, и мир полностью восстанавливался.По своему характеру эта игра очень напоминает «взятие снежного городка» на масленицу в Сибири. Основная ее черта — ритуальная борьба, состязание. Ритуальный характер игры особенно ясно выступает в драке двух партий, вооруженных палками. Очевидец, наблюдавший такую игру в Ирландии в 1834 г., пишет, что она длилась всего минут десять, причем палки чаще опускались на палки противника, чем на людей. После сражения участники его вновь становились добрыми друзьями.
День 1 августа, по народным представлениям ирландцев, был уже рубежом между летом и осенью. Так, на горные лужайки молодежь приносила собранные на склонах цветы, и девушки сплетали из них гирлянды, венки, которые надевали «в память конца лета», «чтобы послать последний привет лету». Под утро, когда праздник заканчивался, цветы закапывались на том же холме, в знак того, что время цветов – лето – уже закончилось и начинается осень.
В Ирландии с XVII в. и вплоть до конца XIX в. главной пищей сельских жителей был
картофель.
Верования и обряды, прежде связанные с зерновыми злаками, постепенно стали ассоциироваться с этой культурой. Верили, что если 1 августа будут есть новый картофель, то и весь год в нем не будет недостатка. Первый картофель в этот праздничный день ели с беконом и капустой, иногда с уткой или гусем, с рыбой. Но для большинства мелких арендаторов западных областей Ирландии традиционным блюдом этого дня был сolcannon – картофельное пюре с молоком и маслом, приправленное луком и зеленью или, в некоторых областях, смешанное с овощным пюре из капусты, репы и моркови.В XIX в. обрядовая трапеза совершалась в каждой семье в отдельности, однако раньше она была коллективной — в ней принимала участие вся община.
Во время Лугнасад друиды проводили обряды для сбережения и восстановления сил земли, которые были потрачены на рождение плодов в этом году. Также в своих ритуалах друиды благодарили землю за созданный ею урожай. Все основные обряды и ритуалы были связаны с землей и хлебом, потому что жизнь и достаток общины зависели от этих двух вещей.
Сборища на холмах
вечером 1 августа носили, вплоть до XIX века, самый массовый характер в Британии, обгоняя даже торжества Ночи Костров. На вершины холмов приносили еду и питьё для совместной трапезы.В качестве подношения божеству с торжественными церемониями зарывали в землю десятую часть собранного в этот день зерна и часть приготовленного для общей трапезы кушанья (понятие «десятой части урожая» в качестве платы правителям – было характерно для кельтов еще до прихода христианства). В отличие от прочих кельтских праздников, принесённую часть урожая не сжигали и не бросали в воду, а закапывали в землю.
Интересно, что собранные колосья зарывали не возле земельных участков с созревшим урожаем, а на вершине горы, на которую часто надо было взбираться несколько часов. Чем этот обычай можно объяснить? Может быть, тем, что бог, которому приносились эти первые плоды урожая в знак благодарности или чтобы его умилостивить, жил где-то наверху?
Автор: Allegra.
Источник: lady.webnice.ru