Лугнасад.Название и происхождение.
Несколько веков назад жизнь народов была подчинена ритму природных изменений. Весной нужно было засеять поля, летом работать и ухаживать за посадками, осень — время сбора урожая, зимой ели то, что удалось собрать в прошедшем году, и ждали новой весны. Чтобы обеспечить себе пропитание, человек должен был прилагать много усилий. Не было комбайнов, грузовиков, хлебопечек, посудомоечных машин, и многого другого, что делает нашу жизнь легче. Современный человек тратит меньше времени и сил на добывание пищи, он может задумываться о других, более метафизичных вещах. Но жизнь наших предков складывалась вокруг одного, самым важным был хлеб. Древние кельты не были исключением.
На Колесе года Лугнасад располагается напротив Имболка. Половина года от посева семян до созревания плодов, прошла. Наступило время пожинать урожай.
Лугнасад – кельтский праздник порога, обозначающий окончание лета и начало осени, праздник урожая и солнечного жара. Это праздник Матери хлеба, но одновременно это и праздник Бога хлеба, чья жизнь приносится в жертву во время жатвы.
В викканской традиции Лугнасад – это время появления в мире первых «детей» сочетавшихся браком на Литу Богини и Бога: хлеба, овощей и фруктов. Божественная пара, таким образом, выступает в ипостаси подателей благ.
В июле почти не было ни больших общих праздников, ни сколько-либо интересных обычаев. Начавшаяся сеноуборка и другие сельскохозяйственные работы отнимали всю силу и энергию сельских жителей, а кроме того, месяц перед сбором нового урожая был самым голодным в году. «Горькие шесть недель» (the bitter six weeks) — так называли время со дня летнего солнцестояния и до конца июля в Англии и Ирландии. У англичан он был известен так же, как «голодный месяц» (Hungry month), у кельтов «голодный июль» (Jul an Ghorta). Поэтому с большой радостью встречали праздник начала уборки урожая, «день первых плодов», который торжественно отмечался кельтскими народами Британских островов, хотя был известен и англичанам.
Праздник был распространен преимущественно среди гэльской ветви кельтов — у гэлов Ирландии и Шотландии, но его справляли и уэльсцы и, судя по некоторым источникам, кельты древней Галлии. Насколько известно, из германских народов, кроме англосаксов, никто не отмечал этот день, так что можно предположить, что этот праздник был заимствован англосаксами Англии у кельтов.
Лугнасад – это день начала жатвы. В древних кельтских источниках при перечислении всех праздников день Лугнасад толковался как «время начала жатвы», период, когда «земля страдает под тяжестью своих плодов». По обычаю в этот день жнецы выходят в поле, чтобы тожественно срезать первые спелые колосья. Пожалуй, этот праздник близок по духу к православному Спасу – Медовому, который раньше отмечался как раз 1го августа, Яблочному и Третьему (Ореховому и Хлебному). Ведь Луг – светлый солнечный бог, который римляне-язычники сравнивали с Меркурием, а позднее и с Христом.
Лугнасад означал приход осени и наступление поры сбора урожая. Причем, как известно, основной урожайный период — это все-таки сентябрь и октябрь, а праздник проводился в августе. Дело в том, что для древних кельтов празднество — это своего рода обряд. На празднике должны быть соблюдены все условия и правила его проведения. Тогда, если все прошло успешно, то будет и хороший урожай.
Чаще всего слово Lughnasa трактуют, в соответствии с глоссарием IX века «Sanas Cormaic», как «сборище [в честь] Луга» (nasad Luga), или «свадьба Луга». Если переводить название как "свадьба Луга", то можно вспомнить о прекрасной Эйре, хранительнице Ирландии, отданной Лугу в жёны как раз в конце лета.
Луг — это бог, который отвечал за поддержание равновесия и распределение благ. О нем сохранилось несколько легенд, имя его встречается в ирландских сагах, где он назван отцом одного из главных героев саг — Кухулина.
По разным версиям Луг, один из могущественнейших Туата-де -Даннан, был приемным сыном или братом богини природы, земли и плодородия — Тальтиу. Луг создал этот праздник в знак скорби о гибели Тальтиу.
Не совсем понятно, правда, откуда вообще взялась приёмная мать Луга – если его настоящая матушка, Этлинн, была в добром здравии. Однако тут можно всё же найти одну любопытную параллель – в битве при холме (земле) Таилтин воины Туата-де-Данаан, племён богини Дану, к которым относился и Луг, проиграли битву сынам Мил Эспейна, после чего были вынуждены удалиться в холмы и оставить поверхность Эрин (Ирландии).
Так что этот праздник можно трактовать в том смысле, что власть Луга (и всех других богов племен Дану) на земле Ирландии, на которую они пришли, как чужаки, и которая приняла их, как мать, уходит, начиная с этого дня, из мира живых в потусторонний мир, в холмы – и сиды перестают вмешиваться в дела людей до самого Самайна. Есть даже ирландская сказка о том, что люди в древности заключили с фейри, сидами договор о том, что людям позволено «резать и бить тело земли» (т.е. возделывать землю) с Имболка (в некоторых версиях – с Белтайна; видимо, зависит от климатической зоны), и позволено собирать ее плоды с августовского кануна до дней мёртвых – после же земля принадлежит сидам, и всякий, кто осмеливается собирать земные плоды после Самайна, рискует навлечь на себя их гнев.
На самом деле название праздника по правилам читается как Лу-на-са (Lou-na-sa), Лугнасад – русифицированный вариант.
По-английски день 1 августа называется Lammas Day. Существует несколько предположений о происхождении этого слова; самое вероятное из них — слово это является искажением древнеанглийского half-measse (hlammaesse) в loaf-mess-Lammas (месса каравая). Это название более позднее, относится уже к периоду христианизации островов, и связано с обычаем приносить в этот день к утренней мессе праздничные караваи для освящения. До сих пор в некоторых районах Британии булочники выпекают в этот день круглые хлебы с изображением снопа на верхней корке.
Важное значение имел день 1 августа для скотоводов — во всех областях Англии, где было развито животноводство, к этому времени стада начинали спускаться с гор в долины. С 1 мая большая часть деревенских жителей переселялась в горы на летние пастбища, но к началу уборки зерновых, ко дню Лугнасада, было необходимо массовое возвращение людей с горных пастбищ, чтобы принять участие в жатве. Кроме того, овцеводы обычно отделяли в этот день ягнят от овец. В Англии фермеры часто приносили в церковь для благословения ягнят. Некоторые английские исследователи полагают, что и слово Lammas — это искажение Lamb mass — месса ягнят.
Автор: Allegra.
Источник: lady.webnice.ru