Каббала и магия.
С самого начала нашего исследования говорилось, что в некоторых спекулятивных построениях, относящихся к сравнительно недавнему прошлому, в качестве исключительного хранилища пресловутого сокровенного знания рассматриваются не отдельные системы, а признается наличие многообразных каналов, по которым благодаря сети коммуникаций между ними тайные искусства систематизируются, а идентичности и аналогии проявляются. Существует огромный разброс мнений относительно того, что может и что не может образовывать путь предполагаемой тайной традиции, причем индивидуальные предпочтения, как надо понимать, не оказывают значительного влияния. В общем, можно сделать вывод, что традиция вездесуща, исходя из гипотезы, что мысль обретает форму везде и во все времена. Например, не было экзотерической религии, которая бы, ex hypothesi, не имела эзотерического толкования, и не было эзотерического толкования, которое не связывало бы эту религию со всем тем, что здесь более специфически означено как Тайная Доктрина. Для такой гипотезы интегральная связь Каббалы с другими системами, относящимися к отдаленным эпохам, будет достаточным свидетельством ее укорененности в тайной традиции; и, однако, не отвергая полностью право на существование подобного взгляда, мы обнаруживаем, что многие сходства можно объяснить более естественным и простым образом. Поскольку же Каббала выросла и процветала в западноевропейском мире, необходимо проследить ее реальные или предполагаемые связи с другими каналами, по которым, как считалось, тайное знание проникало в Европу. Это магия, алхимия, астрология, оккультные общества, достигшие своего апогея в масонстве, и, наконец, загадочная колода карт с иероглифическими картинками, известных как карты Таро. Есть еще один побочный вопрос, а именно имеет ли глубокий личный мистицизм в обход всякой формальной инициации следы какой-либо связи с Каббалой, не считая неосознанной аналогии. Как и в предыдущих исследованиях, цель этой Одиннадцатой книги не столько в выработке новых взглядов, сколько в исправлении грубых заблуждений. Слишком большое значение стали придавать общему фундаменту оккультных искусств и фантазий, и те, кто стремится в целях просвещения к каббалистическому аппарату, чересчур предрасположены без всяких на то оснований видеть в Каббале корень всего. Мы увидим, что эта связь во многих случаях поверхностна, носит чисто декоративный характер, довольно поздно устанавливается или просто исторически обусловлена. Главным исключением к этому заявлению и будет та тема, которой мы сейчас займемся. Нет сомнений, что церемониальная, или ритуальная, магия западноевропейского извода3 обязана своими типическими процессами и специфическими чертами Каббале, хотя глупо было бы полагать, будто без Каббалы не было бы западноевропейской магии.
В этом разделе я предлагаю употреблять термин «магия» в узких рамках его обычного значения. Понимать его в более возвышенном смысле5 как эквивалент Божественной Мудрости сделало бы почти излишним вопрос о том, связана ли она с традицией, которая притязает на аналогичную дефиницию. Проблема, как она понимается здесь, скорее историческая, чем метафизическая, и касается только европейского ареала. Белая и черная магия Средневековья – это своеобразная подделка под практическую Каббалу, которая представляет еврейскую эзотерическую доктрину сниженной до целей волшбы, и необходимо, чтобы мы оценивали ее по ее собственным достоинствам, потому что это был предмет недоразумения не только в среде непросвещенных лиц, но к этому ложному пониманию причастны даже те, кто причислял себя к толкователям Каббалы.
Изучение зогарических писаний, идей, их развивающих и истолковывающих, выявит, что задачи, которые ставила перед собой умозрительная Каббала, весьма отличны от призывания духов, общения с мертвецами, отыскивания спрятанных сокровищ, колдовства и прочих «представлений» ритуальной магии. Вместе с тем, как мы знаем, Каббала санкционировала учение о силе, пребывающей в Божественных Именах6, и это фактически одно из бремен неудобоносимых, ею унаследованных из прошлого. Относительно древности и распространения этой доктрины нет никаких сомнений, что в той или иной форме она присутствует почти повсеместно, и, подобно всем универсальным верованиям, за внешне бессмысленным видом может наличествовать – по чистой возможности – внутренний смысл, на котором она базируется. Не делая попытки исследовать этот вопрос, что, скорее всего, завело бы нас невесть куда, достаточно здесь указать, что в истоках, к которой отсылают каббалистическую традицию, как то: в Аккадии, Халдее и Вавилонии, эта доктрина превалирует; несомненно, евреи восприняли ее в Вавилоне и взяли ее с собой в третье рассеяние. Это породило причудливые легенды о Соломоне и его чудесах. Мало того, можно сказать о том, что она непосредственно связана с каббалистической символикой Божественных сил и качеств, соотносимых с еврейским алфавитом. Миры были созданы, так сказать, при помощи одной буквы, а четыре буквы суть животворные силы, актуализировавшие их. Поэтому, несомненно, любой каббалист разделял, по крайней мере в символическом плане, учение о могуществе слова. К сожалению, на очень ранней стадии это учение получило нежелательный прагматический уклон; Священные Имена стали писать на амулетах и талисманах, которыми пользовались при болезнях, для отвращения всего дурного и т. д. Но это составляло часть халдейской доктрины, а именно что ритуальное призывание Божественного Имени могло неким непонятным образом оказывать влияние на божество, которому оно усваивалось. Кроме того, демоны и духи подчинялись силе этих слов и становились служителями произносящего их. Здесь зародыш того, что произросло в своей новейшей форме или в последнем, окончательно деградированном виде во французском и латинском чернокнижии – книгах (Гримуарах) по черной магии.
Где-то, грубо говоря, к XIV в., в Европе появилась чернокнижная литература на латыни, затем она стала появляться на живых разговорных языках в разных странах Европы; в ней описывались ритуалы призывания духов через посредство Божественных Имен, и в этих описаниях фигурировали искаженные древнееврейские термины и элементы магических процессов. Все это подавалось как переводы с древнееврейского, однако, если это и так, оригиналы либо уже не существуют, либо изменились до неузнаваемости. Главная из них, известная как «Ключи Соломона», существует в двух версиях, вернее, это две самостоятельные книги под одним названием. Среди пунктов, которые следовало бы разобрать применительно к ним, факт, что, хотя они связаны со всеми классами духов – и добрых и злых, – для самых различных целей, но по большей части недозволенных, в них нет формул для общения с мертвыми, и это, полагаю, свидетельствует об их еврейском происхождении, поскольку евреям свойственно обостренное чувство сакральности покойников и отошедшей души. Из этих двух произведений, вероятно, впоследствии были составлены различные ритуалы, в большинстве своем поддельные, которые вошли в некромантические таинства. Они также породили множество вариаций, воспринятых в практиках поклонников магии в христианской среде; в них содержались Святые Речения, действительность которых не признал бы еврей.
И вместе с тем одно дело отметить существование такой литературы и признать ее извращенный характер; другое дело вводить сборники типа «Ключей Соломона» в корпус подлинной каббалистической традиции. Для достоинства мудрецов Священного Собрания (Синхедрина) оскорбительно само подозрение в связи с ребячливым недомыслием такого явления, как ритуальная магия. Но именно это, к сожалению, было сделано в Англии и до последнего времени продолжает делаться во Франции. Декларировавшие свою причастность Каббале оккультисты этой страны приписали исключительную ценность и дополнительный аспект тайны бесценным «Ключам Соломона», заявив, что они единственные письменные памятники самой тайной устной ветви практической Каббалы, в противоположность окончательно извращенной четко прослеживаемой, если не рационально объяснимой, доктрине Божественных Имен. Папюс замечает: «Практическая часть Каббалы четко обрисована в нескольких рукописных текстах, разбросанных по нашим крупным библиотекам. Парижская библиотека владеет одним из прекрасных образцов, оргинал которого приписывают Соломону. Эти рукописи, широко известные под названием «Ключи Соломона», основа всех старых чернокнижных трактатов (так называемые Гримуары), которые имеют обращение в различных уголках страны («Великий Альберт», «Малый Альберт», «Красный Дракон» и «Энхидрион»), и те, что некогда соблазнили священников на занятие колдовством». Заявление не демонстрирует знание той литературы, о которой в нем говорится; «Энхидрион» в своем раннем виде мало чем обязан «Ключам Соломона», «Гримуар Гонория» связан с колдовством не больше, чем ритуалы «Красного Дракона». Наконец, интеллектуальное и нравственное различие «Ключей» и их дериваций столь ничтожно, что не стоит тратить силы на их рассмотрение. Что касается их горизонта и интенций, «Ключи» сами суть Чернокнижие (Гримуары). Я указывал на вероятность того, что за доктринами о свойствах, заключенных в некоторых теургических словах, могло стоять эзотерическое учение о Тайне Нижних демонических Святилищ; точно так же аппарат ритуальной магии, возможно, является травестией и искажением практик, известных как Оккультные (Тайные) Святилища; но на след этих мистерий не выйти тем, кто начинает с того, что путает signum с signatum, с одной стороны, или пользуется ущербными зеркальными отражениями оригинала – с другой.
Общим фактом остается одно: Чернокнижие мы получили вследствие искажения Каббалы, и еще: исследователь еврейской традиции должен со всей возможной терпимостью относиться к этому факту.
С самого начала нашего исследования говорилось, что в некоторых спекулятивных построениях, относящихся к сравнительно недавнему прошлому, в качестве исключительного хранилища пресловутого сокровенного знания рассматриваются не отдельные системы, а признается наличие многообразных каналов, по которым благодаря сети коммуникаций между ними тайные искусства систематизируются, а идентичности и аналогии проявляются. Существует огромный разброс мнений относительно того, что может и что не может образовывать путь предполагаемой тайной традиции, причем индивидуальные предпочтения, как надо понимать, не оказывают значительного влияния. В общем, можно сделать вывод, что традиция вездесуща, исходя из гипотезы, что мысль обретает форму везде и во все времена. Например, не было экзотерической религии, которая бы, ex hypothesi, не имела эзотерического толкования, и не было эзотерического толкования, которое не связывало бы эту религию со всем тем, что здесь более специфически означено как Тайная Доктрина. Для такой гипотезы интегральная связь Каббалы с другими системами, относящимися к отдаленным эпохам, будет достаточным свидетельством ее укорененности в тайной традиции; и, однако, не отвергая полностью право на существование подобного взгляда, мы обнаруживаем, что многие сходства можно объяснить более естественным и простым образом. Поскольку же Каббала выросла и процветала в западноевропейском мире, необходимо проследить ее реальные или предполагаемые связи с другими каналами, по которым, как считалось, тайное знание проникало в Европу. Это магия, алхимия, астрология, оккультные общества, достигшие своего апогея в масонстве, и, наконец, загадочная колода карт с иероглифическими картинками, известных как карты Таро. Есть еще один побочный вопрос, а именно имеет ли глубокий личный мистицизм в обход всякой формальной инициации следы какой-либо связи с Каббалой, не считая неосознанной аналогии. Как и в предыдущих исследованиях, цель этой Одиннадцатой книги не столько в выработке новых взглядов, сколько в исправлении грубых заблуждений. Слишком большое значение стали придавать общему фундаменту оккультных искусств и фантазий, и те, кто стремится в целях просвещения к каббалистическому аппарату, чересчур предрасположены без всяких на то оснований видеть в Каббале корень всего. Мы увидим, что эта связь во многих случаях поверхностна, носит чисто декоративный характер, довольно поздно устанавливается или просто исторически обусловлена. Главным исключением к этому заявлению и будет та тема, которой мы сейчас займемся. Нет сомнений, что церемониальная, или ритуальная, магия западноевропейского извода3 обязана своими типическими процессами и специфическими чертами Каббале, хотя глупо было бы полагать, будто без Каббалы не было бы западноевропейской магии.
В этом разделе я предлагаю употреблять термин «магия» в узких рамках его обычного значения. Понимать его в более возвышенном смысле5 как эквивалент Божественной Мудрости сделало бы почти излишним вопрос о том, связана ли она с традицией, которая притязает на аналогичную дефиницию. Проблема, как она понимается здесь, скорее историческая, чем метафизическая, и касается только европейского ареала. Белая и черная магия Средневековья – это своеобразная подделка под практическую Каббалу, которая представляет еврейскую эзотерическую доктрину сниженной до целей волшбы, и необходимо, чтобы мы оценивали ее по ее собственным достоинствам, потому что это был предмет недоразумения не только в среде непросвещенных лиц, но к этому ложному пониманию причастны даже те, кто причислял себя к толкователям Каббалы.
Изучение зогарических писаний, идей, их развивающих и истолковывающих, выявит, что задачи, которые ставила перед собой умозрительная Каббала, весьма отличны от призывания духов, общения с мертвецами, отыскивания спрятанных сокровищ, колдовства и прочих «представлений» ритуальной магии. Вместе с тем, как мы знаем, Каббала санкционировала учение о силе, пребывающей в Божественных Именах6, и это фактически одно из бремен неудобоносимых, ею унаследованных из прошлого. Относительно древности и распространения этой доктрины нет никаких сомнений, что в той или иной форме она присутствует почти повсеместно, и, подобно всем универсальным верованиям, за внешне бессмысленным видом может наличествовать – по чистой возможности – внутренний смысл, на котором она базируется. Не делая попытки исследовать этот вопрос, что, скорее всего, завело бы нас невесть куда, достаточно здесь указать, что в истоках, к которой отсылают каббалистическую традицию, как то: в Аккадии, Халдее и Вавилонии, эта доктрина превалирует; несомненно, евреи восприняли ее в Вавилоне и взяли ее с собой в третье рассеяние. Это породило причудливые легенды о Соломоне и его чудесах. Мало того, можно сказать о том, что она непосредственно связана с каббалистической символикой Божественных сил и качеств, соотносимых с еврейским алфавитом. Миры были созданы, так сказать, при помощи одной буквы, а четыре буквы суть животворные силы, актуализировавшие их. Поэтому, несомненно, любой каббалист разделял, по крайней мере в символическом плане, учение о могуществе слова. К сожалению, на очень ранней стадии это учение получило нежелательный прагматический уклон; Священные Имена стали писать на амулетах и талисманах, которыми пользовались при болезнях, для отвращения всего дурного и т. д. Но это составляло часть халдейской доктрины, а именно что ритуальное призывание Божественного Имени могло неким непонятным образом оказывать влияние на божество, которому оно усваивалось. Кроме того, демоны и духи подчинялись силе этих слов и становились служителями произносящего их. Здесь зародыш того, что произросло в своей новейшей форме или в последнем, окончательно деградированном виде во французском и латинском чернокнижии – книгах (Гримуарах) по черной магии.
Где-то, грубо говоря, к XIV в., в Европе появилась чернокнижная литература на латыни, затем она стала появляться на живых разговорных языках в разных странах Европы; в ней описывались ритуалы призывания духов через посредство Божественных Имен, и в этих описаниях фигурировали искаженные древнееврейские термины и элементы магических процессов. Все это подавалось как переводы с древнееврейского, однако, если это и так, оригиналы либо уже не существуют, либо изменились до неузнаваемости. Главная из них, известная как «Ключи Соломона», существует в двух версиях, вернее, это две самостоятельные книги под одним названием. Среди пунктов, которые следовало бы разобрать применительно к ним, факт, что, хотя они связаны со всеми классами духов – и добрых и злых, – для самых различных целей, но по большей части недозволенных, в них нет формул для общения с мертвыми, и это, полагаю, свидетельствует об их еврейском происхождении, поскольку евреям свойственно обостренное чувство сакральности покойников и отошедшей души. Из этих двух произведений, вероятно, впоследствии были составлены различные ритуалы, в большинстве своем поддельные, которые вошли в некромантические таинства. Они также породили множество вариаций, воспринятых в практиках поклонников магии в христианской среде; в них содержались Святые Речения, действительность которых не признал бы еврей.
И вместе с тем одно дело отметить существование такой литературы и признать ее извращенный характер; другое дело вводить сборники типа «Ключей Соломона» в корпус подлинной каббалистической традиции. Для достоинства мудрецов Священного Собрания (Синхедрина) оскорбительно само подозрение в связи с ребячливым недомыслием такого явления, как ритуальная магия. Но именно это, к сожалению, было сделано в Англии и до последнего времени продолжает делаться во Франции. Декларировавшие свою причастность Каббале оккультисты этой страны приписали исключительную ценность и дополнительный аспект тайны бесценным «Ключам Соломона», заявив, что они единственные письменные памятники самой тайной устной ветви практической Каббалы, в противоположность окончательно извращенной четко прослеживаемой, если не рационально объяснимой, доктрине Божественных Имен. Папюс замечает: «Практическая часть Каббалы четко обрисована в нескольких рукописных текстах, разбросанных по нашим крупным библиотекам. Парижская библиотека владеет одним из прекрасных образцов, оргинал которого приписывают Соломону. Эти рукописи, широко известные под названием «Ключи Соломона», основа всех старых чернокнижных трактатов (так называемые Гримуары), которые имеют обращение в различных уголках страны («Великий Альберт», «Малый Альберт», «Красный Дракон» и «Энхидрион»), и те, что некогда соблазнили священников на занятие колдовством». Заявление не демонстрирует знание той литературы, о которой в нем говорится; «Энхидрион» в своем раннем виде мало чем обязан «Ключам Соломона», «Гримуар Гонория» связан с колдовством не больше, чем ритуалы «Красного Дракона». Наконец, интеллектуальное и нравственное различие «Ключей» и их дериваций столь ничтожно, что не стоит тратить силы на их рассмотрение. Что касается их горизонта и интенций, «Ключи» сами суть Чернокнижие (Гримуары). Я указывал на вероятность того, что за доктринами о свойствах, заключенных в некоторых теургических словах, могло стоять эзотерическое учение о Тайне Нижних демонических Святилищ; точно так же аппарат ритуальной магии, возможно, является травестией и искажением практик, известных как Оккультные (Тайные) Святилища; но на след этих мистерий не выйти тем, кто начинает с того, что путает signum с signatum, с одной стороны, или пользуется ущербными зеркальными отражениями оригинала – с другой.
Общим фактом остается одно: Чернокнижие мы получили вследствие искажения Каббалы, и еще: исследователь еврейской традиции должен со всей возможной терпимостью относиться к этому факту.