"Я в сердце имею то, что не умирает ...", Или кто такая Мавка?
Значительная часть духов и языческих богов исчезла из народной памяти с появлением христианства, и тогда же появилась группа определенных демонологических сил, созданных народной фантазией под влиянием новой религии. Один из самых поэтических образов мировой литературы - Мавка Леси Украинки - родился в тандеме украинской и мировой культуры, устно поэтической и книжной поэзии.
"Що ж, ти зовсім така,
як дівчина... ба ні, хутчій як панна,
бо й руки білі, і сама тоненька,
і якось так убрана не по-наськи...
А чом же в тебе очі не зелені?
(Придивляється).
Та ні, тепер зелені... а були,
як небо, сині... О! тепер вже сиві,
як тая хмара... ні, здається, чорні
чи, може, карі... ти таки дивна!"
Основные источники образа Нимфы у писательницы все же мифологические, хоть он и литературную традицию. М эпизодически встречается в произведениях И. Котляревского, Е. Гребенки, Л. Глебова, Марко Вовчок, И. Франко, М. Коцюбинского, Б. Гринченко и М. Кропивницкого.
Так кто же такие эти удивительные существа? Каков один из самых известных женских образов украинской демонологии?
Мавки - это души умерших детей, но в отличие от русалок, которые живут в воде, они живут на деревьях в лесах, полях и в траве. Любят жить и в горных пещерах. Там их комнаты выстланы и увешаны красочными коврами.
"Призраки эти, - отмечают исследователи, - заселяли леса, боры и дубравы, а появлялись с началом весны, когда земля начинала покрываться зелеными листьями и травами, когда первые цветы сон-травы показывали свои красочные головки из-под снежного покрова. Хорошие, грациозные и красивые всей своей фигурой,у них были чёрные глаза, полные жизненного блеска, тело белое, а лицо украшенное свежим румянцем,маленькие руки и маленькие ловкие ножки добавляли очарования. Чёрные волосы украшали венками и цветами, но если присмотреться поближе, то это волосы были не черными, а зелеными. С помощью кос, зацепившись о буйные ветви дуба или березы, Мавки качались, как на качелях ".
Также, Мавки имеют округлое лицо, блестящие глаза, длинные волосы. Тело на спине открытое, видно внутренности. Мавки-девочки, согласно народному поверью, имеют длинные волосы, а мальчики - короткие, вьющиеся и рыжие. Там, где они танцуют, трава растет лучше и гуще. Также эти существа не имеют тени, а когда бегают по траве, то она под ногами не движется. В сборнике "Красный угол" польского исследователя Оскара Кольберга читаем:
"Как растаят снега, Мавки бегают по горам и засаживают на них цветы. Когда все зазеленеет и расцветет, они рвут цветы, украшают ими косы ... Одежда их тонкая, прозрачная, спадает небрежно по телу. Их быстрые блестящие глаза не может согреть человеческая душа".
Мавки, как и русалки, знают обо всем на свете, а потому люди к ним относятся с уважением, особенно на Троицу; приносят жертвенный хлеб и кладут на ниву, потому что это они, вместе с другими полевыми духами способствуют плодородию полей и отгоняют все беды. Чаще всего душераздирающие оргии-танцы Мавок-волшебниц можно видеть у рек и озер на Троицу, особенно на Купальскую ночь. На Мавскую Пасху русалки и Мавки ходят полями, лугами, лесами, поскольку их души отпущены на свободу и они тогда даже превращаются в людей и потребляют обычную пищу. Люди опасаются работать в этот день, "чтобы не разгневать умерших душ".
Веселье Мавок, говорят, можно увидеть сквозь неглубокий сон, когда кто-то недалеко от них заснул. Но не каждый может видеть полевых красавиц. Мавка любит загадывать загадки, встретив на Троицу человека в лесу или в поле.
Кроме того, Мавка и сама порой затронет хорошего парня, начнет шутить с ним, а когда кто благоволит к ней - привлекает к танцу и может защекотать до смерти того, кто прельстится ее красотой. Эта коварство Мавок очень удачно иллюстрировано в повести Михаила Коцюбинского "Тени забытых предков". Между главными героями, Иваном и Маричкой, по сюжету завязывается любовь. После смерти отца парень вынужден идти работать на пастбище, и когда возвращается, узнает, что Маричка погибла. От большого горя Иван идет в лес и там живет шесть лет. Затем возвращается домой, женится. Как-то парень идет в горы и слышит там голос Марички, следует за ним и встречает русалку в образе возлюбленной. После короткого разговора она исчезает, зато Иван встречает Чугайстра и пытается отвлечь его, чтобы Маричка могла дальше бежать. После танца с лешим главный герой идет на голос любимой и срывается в пропасть.
Говорят, что от Мавок, которые склонны делать мужчине зло, можно уберечься, сбросив с себя рубашку и, вывернув ее наизнанку, одеть снова. Это если при себе нет чеснока или луковицы. Оберегом от злой красавицы может быть также полынь или любисток, как и от русалки. Был в нашей мифологии и персонаж, который охотился на Мавок и таким образом спасал людей. Это Чугайстер - веселый, шутливый, жизнерадостный леший с голубыми глазами, покрытый черной или белой шерстью.
В народе верили, что в Мавке живет душа умерших некрещеными детей. На Троицкие праздники потерчата летают в виде птицы (чаще всего аистов или сорок) и просят себе крещения криками: "Христу, Христу!" Считалось, что в таких случаях надо бросить платок и назвать имя, сказав: "Крещу тебя". Это должно было символизировать обряд крещения. После этого якобы душа младенца становится ангелом и переносится в рай. Если с Мавкой провести обряд крещения, она превращается в ангела и благодарит своего благодетеля разнообразными услугами. Но окрестить ее можно только в течение 7 лет после того, как умерший ребенок стал ею. Если же за 7 лет этого не произошло, то Мавка навсегда останется демоническим существом.
Однако, нередко Мавки помогают людям, ухаживают за скотиной на пастбище, охраняют ее от дикого зверя и тому подобное. В общей характеристике этих существ гуцульской мифологии, трактовке их взаимоотношений с людьми преобладают положительные черты. Прослеживается определенная разница представлений о Мавках ( "нявок") и "лесных" ( "лисовок»). Исследователь Иван Вагилевич сравнивал их с украинскими русалками, отмечая при этом, что, в отличие от них, гуцульские Мавки не опасны для людей, а, наоборот, служат им, ухаживают и охраняют стадо, сажают деревья, засевают разнообразные растения в горах.
Похоже, что Мавки действительно считались хорошими существами, и на основе верований у этих лесных богинь в древности сложился их отдельный культ, остатки которого дошли до нового времени в форме праздновании на Гуцульщине специального праздника "нявок" - "розигры" (6 июля).
Автор: Anastasia Nazarenko
Источник: uamodna.com
Значительная часть духов и языческих богов исчезла из народной памяти с появлением христианства, и тогда же появилась группа определенных демонологических сил, созданных народной фантазией под влиянием новой религии. Один из самых поэтических образов мировой литературы - Мавка Леси Украинки - родился в тандеме украинской и мировой культуры, устно поэтической и книжной поэзии.
"Що ж, ти зовсім така,
як дівчина... ба ні, хутчій як панна,
бо й руки білі, і сама тоненька,
і якось так убрана не по-наськи...
А чом же в тебе очі не зелені?
(Придивляється).
Та ні, тепер зелені... а були,
як небо, сині... О! тепер вже сиві,
як тая хмара... ні, здається, чорні
чи, може, карі... ти таки дивна!"
Основные источники образа Нимфы у писательницы все же мифологические, хоть он и литературную традицию. М эпизодически встречается в произведениях И. Котляревского, Е. Гребенки, Л. Глебова, Марко Вовчок, И. Франко, М. Коцюбинского, Б. Гринченко и М. Кропивницкого.
Так кто же такие эти удивительные существа? Каков один из самых известных женских образов украинской демонологии?
Мавки - это души умерших детей, но в отличие от русалок, которые живут в воде, они живут на деревьях в лесах, полях и в траве. Любят жить и в горных пещерах. Там их комнаты выстланы и увешаны красочными коврами.
"Призраки эти, - отмечают исследователи, - заселяли леса, боры и дубравы, а появлялись с началом весны, когда земля начинала покрываться зелеными листьями и травами, когда первые цветы сон-травы показывали свои красочные головки из-под снежного покрова. Хорошие, грациозные и красивые всей своей фигурой,у них были чёрные глаза, полные жизненного блеска, тело белое, а лицо украшенное свежим румянцем,маленькие руки и маленькие ловкие ножки добавляли очарования. Чёрные волосы украшали венками и цветами, но если присмотреться поближе, то это волосы были не черными, а зелеными. С помощью кос, зацепившись о буйные ветви дуба или березы, Мавки качались, как на качелях ".
Также, Мавки имеют округлое лицо, блестящие глаза, длинные волосы. Тело на спине открытое, видно внутренности. Мавки-девочки, согласно народному поверью, имеют длинные волосы, а мальчики - короткие, вьющиеся и рыжие. Там, где они танцуют, трава растет лучше и гуще. Также эти существа не имеют тени, а когда бегают по траве, то она под ногами не движется. В сборнике "Красный угол" польского исследователя Оскара Кольберга читаем:
"Как растаят снега, Мавки бегают по горам и засаживают на них цветы. Когда все зазеленеет и расцветет, они рвут цветы, украшают ими косы ... Одежда их тонкая, прозрачная, спадает небрежно по телу. Их быстрые блестящие глаза не может согреть человеческая душа".
Мавки, как и русалки, знают обо всем на свете, а потому люди к ним относятся с уважением, особенно на Троицу; приносят жертвенный хлеб и кладут на ниву, потому что это они, вместе с другими полевыми духами способствуют плодородию полей и отгоняют все беды. Чаще всего душераздирающие оргии-танцы Мавок-волшебниц можно видеть у рек и озер на Троицу, особенно на Купальскую ночь. На Мавскую Пасху русалки и Мавки ходят полями, лугами, лесами, поскольку их души отпущены на свободу и они тогда даже превращаются в людей и потребляют обычную пищу. Люди опасаются работать в этот день, "чтобы не разгневать умерших душ".
Веселье Мавок, говорят, можно увидеть сквозь неглубокий сон, когда кто-то недалеко от них заснул. Но не каждый может видеть полевых красавиц. Мавка любит загадывать загадки, встретив на Троицу человека в лесу или в поле.
Кроме того, Мавка и сама порой затронет хорошего парня, начнет шутить с ним, а когда кто благоволит к ней - привлекает к танцу и может защекотать до смерти того, кто прельстится ее красотой. Эта коварство Мавок очень удачно иллюстрировано в повести Михаила Коцюбинского "Тени забытых предков". Между главными героями, Иваном и Маричкой, по сюжету завязывается любовь. После смерти отца парень вынужден идти работать на пастбище, и когда возвращается, узнает, что Маричка погибла. От большого горя Иван идет в лес и там живет шесть лет. Затем возвращается домой, женится. Как-то парень идет в горы и слышит там голос Марички, следует за ним и встречает русалку в образе возлюбленной. После короткого разговора она исчезает, зато Иван встречает Чугайстра и пытается отвлечь его, чтобы Маричка могла дальше бежать. После танца с лешим главный герой идет на голос любимой и срывается в пропасть.
Говорят, что от Мавок, которые склонны делать мужчине зло, можно уберечься, сбросив с себя рубашку и, вывернув ее наизнанку, одеть снова. Это если при себе нет чеснока или луковицы. Оберегом от злой красавицы может быть также полынь или любисток, как и от русалки. Был в нашей мифологии и персонаж, который охотился на Мавок и таким образом спасал людей. Это Чугайстер - веселый, шутливый, жизнерадостный леший с голубыми глазами, покрытый черной или белой шерстью.
В народе верили, что в Мавке живет душа умерших некрещеными детей. На Троицкие праздники потерчата летают в виде птицы (чаще всего аистов или сорок) и просят себе крещения криками: "Христу, Христу!" Считалось, что в таких случаях надо бросить платок и назвать имя, сказав: "Крещу тебя". Это должно было символизировать обряд крещения. После этого якобы душа младенца становится ангелом и переносится в рай. Если с Мавкой провести обряд крещения, она превращается в ангела и благодарит своего благодетеля разнообразными услугами. Но окрестить ее можно только в течение 7 лет после того, как умерший ребенок стал ею. Если же за 7 лет этого не произошло, то Мавка навсегда останется демоническим существом.
Однако, нередко Мавки помогают людям, ухаживают за скотиной на пастбище, охраняют ее от дикого зверя и тому подобное. В общей характеристике этих существ гуцульской мифологии, трактовке их взаимоотношений с людьми преобладают положительные черты. Прослеживается определенная разница представлений о Мавках ( "нявок") и "лесных" ( "лисовок»). Исследователь Иван Вагилевич сравнивал их с украинскими русалками, отмечая при этом, что, в отличие от них, гуцульские Мавки не опасны для людей, а, наоборот, служат им, ухаживают и охраняют стадо, сажают деревья, засевают разнообразные растения в горах.
Похоже, что Мавки действительно считались хорошими существами, и на основе верований у этих лесных богинь в древности сложился их отдельный культ, остатки которого дошли до нового времени в форме праздновании на Гуцульщине специального праздника "нявок" - "розигры" (6 июля).
Автор: Anastasia Nazarenko
Источник: uamodna.com