Александра Давид-Неэль - Бабушка будда...
Посвященного человека можно сравнить с путешественником, твердо знающим, куда и зачем он идет. Он прекрасно осведомлен о географическом положении места своего назначения и ведущих туда дорогах. Поглощенный стоящей перед ним задачей, он не реагирует на возникающие во время странствия миражи и соблазны. Ничто не может заставить его свернуть с намеченного пути.
А. Давид-Неэль. Мистики и маги Тибета.
Александра Давид-Неэль – автор нескольких популярных книг по эзотерике, самая известная из которых – «Мистики и маги Тибета» (1931). Однако мы не так уж много знаем о личности этой удивительной женщины.
Она родилась в 1868 г. в Париже. У девочки рано проявились музыкальные способности. Став взрослой, она быстро прославилась как певица и блистала на сцене Парижской оперы. Потом удачно вышла замуж. Но в 43 года жизнь Давид-Неэль круто изменилась: у нее обнаружили рак горла. Врачи объявили смертный приговор.
С ранних лет Александра живо интересовалась всем необычным, выходившим за рамки обыденности. В этом ее поддерживал друг семьи, знаменитый географ Элизе Реклю. Приходя в гости. этот великан с львиной шевелюрой рассказывал об удивительных местах. где он побывал. Его речи укрепили в девочке любовь к путешествиям, а заодно заразили ее анархизмом и атеизмом. с которыми причудливо сочетались и ее оккультные увлечения. В пятнадцать лет Александра написала письмо в лондонский журнал «Верховный разум» и предложила напечатать свое исследование о вызывании духов. А потом сбежала из дома и отправилась в Лондон, к редактору журнала Элизабет Морган. Результатом снова стали поиски с полицией и семейный скандал. Но юная беглянка не образумилась - в 17 лет она бросила родителей во время отпуска в Альпах и пешком преодолела занесенный снегом перевал Сен-Готард. С собой в рюкзаке у нее были пара булочек и книга - «Размышления» Эпиктета. Нашли Александру только в Милане. Через год. не сказав ни слова родным, она отправилась на велосипеде в Испанию, но «по дороге» практически повторила маршрут современного «тур де Франс». Тихую размеренную жизнь Александра называла «бессмысленнейшим убийством времени». «Сколько раз в юности я буквально рыдала от глубочайшего ощущения того. что мои дни проходят в пустоте, без всякого смысла и радости. что я растрачиваю время, которое нельзя вернуть, и жизнь, каждый час которой мог быть интересным».
Началась двойная, даже тройная жизнь. По вечерам под гром аплодисментов она выходила на сцену, очаровывая публику ариями Периколы и Маргариты. Пела она и в операх собственного сочинения - она подписывала их псевдонимом Александра Мириаль. По четвергам ее ждали заседания у местных теософов, которые относились к «сестре Мириаль» с обожанием - ведь она была знакома с великой Блаватской и регулярно получала от нее письма. По выходным девушка спешила на сходки анархистов, всерьез готовящих мировую революцию. В своей съемной комнатке на рю Гренель она хранила под половицей револьвер и патроны. А вскоре разразилась (правда, под псевдонимом) свирепым антирелигиозным трактатом «Во имя жизни». Трактат был переведен на множество языков, включая русский. Попутно Александра вступила в масонскую ложу, добившись почти невозможной для женщин 30-й степени посвящения.
Но постепенно страсть к путешествиям брала свое, оттесняя и политику, и искусство на задний план. В 1891 году Александра впервые посетила Индию, отправившись к ученице Блаватской Энни Безант. В теософской коммуне в Адьяре она изучала санскрит и йогу, а потом отправилась в Бенарес учиться у известного мудреца Бхаскарананды. Оттуда было уже недалеко до Гималаев, и Александра жадно слушала рассказы побывавших там индусов. Казалось, еще немного, и Страна снегов откроет ей свои тайны, но этому помешала прозаическая причина - отсутствие денег. Родители отказались помогать ослушавшейся их дочери. Из «Опера комик» ее уволили после серии взрывов в Париже, устроенных анархистами.
В надежде обрести если не физическое, то хотя бы духовное исцеление, женщина решила посвятить себя буддизму. Оставив семью, сцену и друзей, она отправилась в мистическое путешествие по Востоку. Александру сопровождал тибетский мальчик Ионгден, впоследствии ставший ее приемным сыном.
Чтобы избежать опасностей путешествия и беспрепятственно передвигаться по стране, обоим пришлось переодеться налхор-па – нищими странниками-пилигримами. Но все-таки это не гарантировало защиты от бродячих разбойников и полиции. К тому же британское правительство объявило розыск Давид-Неэль, стремясь выслать ее из Тибета. Ей удалось пешком, с котомкой за плечами, преодолеть полный лишений путь в Лхасу, где она, первая из всех западных женщин, удостоилась приема у Далай-Ламы.
Путь Александры лежал в Калькутту, где она вызвала изумление у местной публики тем, что подобно уличным йогам спала на ложе из гвоздей. Это было только частью углубленного изучения индийской культуры и религии, которому она увлеченно отдавалась. По слухам, в это изучение входили и тантрические обряды, которые заключались в наслаждении «пятью запретными вещами» - рыбой, мясом, вином, наркотиками и сексом. Как бы то ни было, через год Александра уже достаточно усвоила местные обычаи, чтобы предпринять рискованное путешествие к отрогам Гималаев. И начала изучать тибетский язык. Для этого Александра отправилась в маленькое княжество Сикким. где познакомилась с учеными ламами. Один из них, Гомчен, стал ее наставником. В ее книгах не раз упоминается этот колоритный отшельник, носивший ожерелье из 108 кусочков человеческого черепа, причудливую рогатую шапку и кривой ритуальный нож «кукри». Давид-Неэль утверждала, что Гомчен обучил ее телепатии и особому дыханию «тумо», позволявшему тибетским монахам часами сидеть в снегу без всякого вреда для здоровья.
Недолго думая, она отправилась в Японию. Раз не получилось попасть в Тибет с запада, она достигнет его с востока!
Япония гостье не понравилась: «Скучная страна, добровольно натянувшая на себя европейские обноски», - писала она. С верным Йонгденом она перебралась в Корею, потом в Китай, где, прежде чем отправиться в пустыню Гоби, провела полгода изучая древние тексты в пекинских библиотеках. С дороги она писала своему бесконечно терпеливому мужу: «Я заворожена простором, одиночеством, медленно кружащимся снегом и громадным голубым небом». Ее путь лежал к озеру Кукунор, за которым начиналась степная область Амдо, «прихожая Тибета». По дороге на маленький караван дважды нападали разбойники, и Александра отстреливалась от них из карабина. Оружие и фотоаппарат, позволивший ей сделать немало интереснейших снимков, были единственными вещами из «цивилизованного мира», с которыми она не рассталась. Ее европейскую одежду давно сменили халат-чуба и сапоги из кожи яка. Она приучила себя к тибетскому чаю с маслом и солью и цзамбе, ячменной каше, заменявшей хлеб. Из прежних привычек осталось только ежедневное омовение, которым Давид-Неэль шокировала не мывшихся годами местных жителей. После долгого перехода путники достигли монастыря Гумбум с богатым собранием буддистских летописей. Настоятель позволил Александре изучать их. чтобы совершенствовать духовный опыт. В своих книгах она описывала, как научилась в монастыре силой воли создавать эфирного двойника - «тулпа», принявшего облик монаха. День ото дня двойник становился все непослушнее и в конце концов, как Тень у Андерсена, попытался заменить свою хозяйку. С большим трудом ей удалось его «развоплотить». Когда ей надоели подобные упражнения, они с Йонгденом покинули монастырь и в очередной раз попытались добраться до Лхасы, но вновь натолкнулись на бдительную стражу. Но не оставили попыток и три года кружили вдоль границ Страны снегов, пережив бесчисленные приключения. Наконец Александре повезло - на одном из пограничных постов в ней не признали иностранку и пропустили.
Посвященного человека можно сравнить с путешественником, твердо знающим, куда и зачем он идет. Он прекрасно осведомлен о географическом положении места своего назначения и ведущих туда дорогах. Поглощенный стоящей перед ним задачей, он не реагирует на возникающие во время странствия миражи и соблазны. Ничто не может заставить его свернуть с намеченного пути.
А. Давид-Неэль. Мистики и маги Тибета.
Александра Давид-Неэль – автор нескольких популярных книг по эзотерике, самая известная из которых – «Мистики и маги Тибета» (1931). Однако мы не так уж много знаем о личности этой удивительной женщины.
Она родилась в 1868 г. в Париже. У девочки рано проявились музыкальные способности. Став взрослой, она быстро прославилась как певица и блистала на сцене Парижской оперы. Потом удачно вышла замуж. Но в 43 года жизнь Давид-Неэль круто изменилась: у нее обнаружили рак горла. Врачи объявили смертный приговор.
С ранних лет Александра живо интересовалась всем необычным, выходившим за рамки обыденности. В этом ее поддерживал друг семьи, знаменитый географ Элизе Реклю. Приходя в гости. этот великан с львиной шевелюрой рассказывал об удивительных местах. где он побывал. Его речи укрепили в девочке любовь к путешествиям, а заодно заразили ее анархизмом и атеизмом. с которыми причудливо сочетались и ее оккультные увлечения. В пятнадцать лет Александра написала письмо в лондонский журнал «Верховный разум» и предложила напечатать свое исследование о вызывании духов. А потом сбежала из дома и отправилась в Лондон, к редактору журнала Элизабет Морган. Результатом снова стали поиски с полицией и семейный скандал. Но юная беглянка не образумилась - в 17 лет она бросила родителей во время отпуска в Альпах и пешком преодолела занесенный снегом перевал Сен-Готард. С собой в рюкзаке у нее были пара булочек и книга - «Размышления» Эпиктета. Нашли Александру только в Милане. Через год. не сказав ни слова родным, она отправилась на велосипеде в Испанию, но «по дороге» практически повторила маршрут современного «тур де Франс». Тихую размеренную жизнь Александра называла «бессмысленнейшим убийством времени». «Сколько раз в юности я буквально рыдала от глубочайшего ощущения того. что мои дни проходят в пустоте, без всякого смысла и радости. что я растрачиваю время, которое нельзя вернуть, и жизнь, каждый час которой мог быть интересным».
Началась двойная, даже тройная жизнь. По вечерам под гром аплодисментов она выходила на сцену, очаровывая публику ариями Периколы и Маргариты. Пела она и в операх собственного сочинения - она подписывала их псевдонимом Александра Мириаль. По четвергам ее ждали заседания у местных теософов, которые относились к «сестре Мириаль» с обожанием - ведь она была знакома с великой Блаватской и регулярно получала от нее письма. По выходным девушка спешила на сходки анархистов, всерьез готовящих мировую революцию. В своей съемной комнатке на рю Гренель она хранила под половицей револьвер и патроны. А вскоре разразилась (правда, под псевдонимом) свирепым антирелигиозным трактатом «Во имя жизни». Трактат был переведен на множество языков, включая русский. Попутно Александра вступила в масонскую ложу, добившись почти невозможной для женщин 30-й степени посвящения.
Но постепенно страсть к путешествиям брала свое, оттесняя и политику, и искусство на задний план. В 1891 году Александра впервые посетила Индию, отправившись к ученице Блаватской Энни Безант. В теософской коммуне в Адьяре она изучала санскрит и йогу, а потом отправилась в Бенарес учиться у известного мудреца Бхаскарананды. Оттуда было уже недалеко до Гималаев, и Александра жадно слушала рассказы побывавших там индусов. Казалось, еще немного, и Страна снегов откроет ей свои тайны, но этому помешала прозаическая причина - отсутствие денег. Родители отказались помогать ослушавшейся их дочери. Из «Опера комик» ее уволили после серии взрывов в Париже, устроенных анархистами.
В надежде обрести если не физическое, то хотя бы духовное исцеление, женщина решила посвятить себя буддизму. Оставив семью, сцену и друзей, она отправилась в мистическое путешествие по Востоку. Александру сопровождал тибетский мальчик Ионгден, впоследствии ставший ее приемным сыном.
Чтобы избежать опасностей путешествия и беспрепятственно передвигаться по стране, обоим пришлось переодеться налхор-па – нищими странниками-пилигримами. Но все-таки это не гарантировало защиты от бродячих разбойников и полиции. К тому же британское правительство объявило розыск Давид-Неэль, стремясь выслать ее из Тибета. Ей удалось пешком, с котомкой за плечами, преодолеть полный лишений путь в Лхасу, где она, первая из всех западных женщин, удостоилась приема у Далай-Ламы.
Путь Александры лежал в Калькутту, где она вызвала изумление у местной публики тем, что подобно уличным йогам спала на ложе из гвоздей. Это было только частью углубленного изучения индийской культуры и религии, которому она увлеченно отдавалась. По слухам, в это изучение входили и тантрические обряды, которые заключались в наслаждении «пятью запретными вещами» - рыбой, мясом, вином, наркотиками и сексом. Как бы то ни было, через год Александра уже достаточно усвоила местные обычаи, чтобы предпринять рискованное путешествие к отрогам Гималаев. И начала изучать тибетский язык. Для этого Александра отправилась в маленькое княжество Сикким. где познакомилась с учеными ламами. Один из них, Гомчен, стал ее наставником. В ее книгах не раз упоминается этот колоритный отшельник, носивший ожерелье из 108 кусочков человеческого черепа, причудливую рогатую шапку и кривой ритуальный нож «кукри». Давид-Неэль утверждала, что Гомчен обучил ее телепатии и особому дыханию «тумо», позволявшему тибетским монахам часами сидеть в снегу без всякого вреда для здоровья.
Недолго думая, она отправилась в Японию. Раз не получилось попасть в Тибет с запада, она достигнет его с востока!
Япония гостье не понравилась: «Скучная страна, добровольно натянувшая на себя европейские обноски», - писала она. С верным Йонгденом она перебралась в Корею, потом в Китай, где, прежде чем отправиться в пустыню Гоби, провела полгода изучая древние тексты в пекинских библиотеках. С дороги она писала своему бесконечно терпеливому мужу: «Я заворожена простором, одиночеством, медленно кружащимся снегом и громадным голубым небом». Ее путь лежал к озеру Кукунор, за которым начиналась степная область Амдо, «прихожая Тибета». По дороге на маленький караван дважды нападали разбойники, и Александра отстреливалась от них из карабина. Оружие и фотоаппарат, позволивший ей сделать немало интереснейших снимков, были единственными вещами из «цивилизованного мира», с которыми она не рассталась. Ее европейскую одежду давно сменили халат-чуба и сапоги из кожи яка. Она приучила себя к тибетскому чаю с маслом и солью и цзамбе, ячменной каше, заменявшей хлеб. Из прежних привычек осталось только ежедневное омовение, которым Давид-Неэль шокировала не мывшихся годами местных жителей. После долгого перехода путники достигли монастыря Гумбум с богатым собранием буддистских летописей. Настоятель позволил Александре изучать их. чтобы совершенствовать духовный опыт. В своих книгах она описывала, как научилась в монастыре силой воли создавать эфирного двойника - «тулпа», принявшего облик монаха. День ото дня двойник становился все непослушнее и в конце концов, как Тень у Андерсена, попытался заменить свою хозяйку. С большим трудом ей удалось его «развоплотить». Когда ей надоели подобные упражнения, они с Йонгденом покинули монастырь и в очередной раз попытались добраться до Лхасы, но вновь натолкнулись на бдительную стражу. Но не оставили попыток и три года кружили вдоль границ Страны снегов, пережив бесчисленные приключения. Наконец Александре повезло - на одном из пограничных постов в ней не признали иностранку и пропустили.