Мумификация в Древнем Египте (Автор: Уоллис Э. А. Египетская магия).
Поскольку после смерти физическому телу свойственно
разлагаться, самым важным делом была мумификация различных его
членов: ни один из них не должен быть быть изъят и не должен был
подвергнуться разложению и тлению из-за случайной ошибки при
произнесении необходимых «слов власти» или из-за небрежного
выполнения какой-то церемонии или обряда. Египтянин утверждал, что он
бессмертен, и верил, что будет наслаждаться вечной жизнью в духовном
теле, но, тем не менее, пытался посредством магических Церемоний и «слов власти» сделать вечным и существование своего тленного тела. Он верил,что в обители богов будет питаться божественной и вечной пищей, но в то же время не жалел ни средств, ни усилий, чтобы обеспечить регулярную доставку в свою гробницу земной пищи в виде жертвоприношений скота,птицы, лепешек, хлеба и т. п. Египтяне мумифицировали своих умерших и пеленали их, а затем, совершая магические церемонии и произнося «слова власти», пытались вернуть им способность по своему желанию есть, пить,говорить, думать и двигаться. Создается впечатление, что им никогда не приходило в голову, будто боги могут действовать и без их помощи, а
картинки или изображения сцен жизни, смерти, погребения и воскрешения.
Осириса, на которые они так слепо полагались, могут оказаться менее
действенными, чем реальная сила самого бога.
Исследование мумий дало нам достаточно точную и полную информацию о
том, как готовились к пеленанию и обряжались тела умерших, а средства,
применявшиеся для сохранения наиболее уязвимых частей тела, хорошо
известны из сочинений греческих и других авторов. Что касается самого
способа пеленания, перечня применявшихся при этом мазей и материалов и
«слов власти», произносимых при наложении каждого бинта на свое место,
то для их изучения следует обратиться к очень интересному папирусу,
переведенному и опубликованному Г. Масперо под названием Le Rituel de
I'Embaumement тщательно перечисляемым и описываемым) и изображенным на бинтах
магическим фигуркам, упоминались также защитные свойства бирюзы и
других драгоценных камней. После смазывания маслом и накладывания
мирры и смолы объявлялось, что умерший «обрел свою голову» и она
никогда не отделится от него. В результате церемоний, относящихся к
голове, умерший получал возможность войти в сонм святых и совершенных
духов, его имя прославлялось людьми, жители небес встречали его душу,
существа подземного мира склонялись перед его телом, живущие на земле
поклонялись ему, а обитатели погребальной горы возвращали молодость.
Кроме этого, Анубис и Хор делали совершенными его бинты, а бог Тот
защищал его члены своими магическими «словами власти». Сам умерший
узнавал магические формулы, необходимые для того, чтобы проложить путь
в подземный мир, и учился правильно произносить их. Все это он обретал
благодаря бинтам и мазям, обладающим магическими именами и
свойствами, «словам власти», произнесенным жрецами во время ритуала
бальзамирования, а также церемониям, которые жрец, олицетворявший
Анубиса, совершил над его телом, имитируя то, что в древности сделал сам
Анубис для мертвого бога Осириса.
Далее по ритуалу бальзамирования следовал обряд мумификации и
пеленания кисти левой руки. Кисть распрямляли на куске полотна и, надев
браслет, наполняли ее тридцатью шестью (по числу ипостасей бога
Осириса) веществами, необходимыми для бальзамирования. После этого
кисть обматывали кусками полотна в шесть слоев, на каждом куске были
нарисованы фигуры Исиды и Хапи. Кисть правой руки обрабатывали так
же, но на бинтах были изображены фигуры Ра и Амсу. Произнесенные над
кистями рук магические слова обеспечивали им божественную защиту.
После того как церемонии для правой и левой руки были завершены,
ступни, голени и бедра натирали маслом черного камня и священным
маслом. Пальцы оборачивались полотном; куски полотна, на которых была
нарисована фигура шакала, накладывались на каждую голень (фигурка,
нарисованная на правой голени, олицетворяла Анубиса, на левой — Хора).
На голени и вокруг них клали цветы растения анхам и другие вещества,
после чего их смачивали водой, настоенной на смоле эбенового дерева, и
священным маслом, произнося соответствующие обращения. На этом
церемония пеленания завершалась. Все, что можно было сделать для
сохранения тела, было сделано, каждый его член был защищен и увековечен
с помощью «слов власти», превративших тленную материю в нетленную.
После закрепления последнего покрова из пурпурного или белого полотна
тело было готово к погребению.
Описанный выше ритуал бальзамирования, по-видимому, относится к
позднему периоду египетской истории, и, хотя отображенные в нем идеи и
верования так же стары, как и вся египетская цивилизация, сам он, похоже,
был создан взамен более старого и тщательно продуманного обряда,
который использовался еще во времена строительства Большой пирамиды и
был частью более сложных церемоний, до сих пор не понятых полностью.
Проведение всех церемоний занимало, очевидно, несколько дней, и,
конечно, лишь богатые люди могли позволить себе расходы на столь
сложный обряд погребения. Для бедных отдельные церемонии значительно
сокращались даже в очень древние времена. Наиболее важной в ритуале
была церемония «Отверзания уст и очей», совершавшаяся над мумией или
над статуей, изображавшей ее. Как уже говорилось, египтяне верили, что
свойства человека могут, быть переданы его статуе, поэтому все, что
делалось со статуей забальзамированного человека, относилось и к его
мумии. Использование статуи вместо мумии имело явные преимущества,
поскольку позволяло совершить церемонию в любое время, в любом месте
и без мумии. Обычно церемония проводилась в специальном помещении у
входа в гробницу или вне ее в ритуально очищенном или освященном
месте. В ней принимали участие: (1) Жрец хер-хеб — высшее духовное
лицо, державший в руке свиток папируса. (2) Жрец сем . (3) Смер —
возможно, близкий друг умершего; (4) Са-мер-эф То есть «Сын, любящий его».
— либо сын умершего, либо кто-то, представлявший сына. (5) Черау-ур —
женщина, представлявшая Исиду. (6) Черау-шераут — женщина,
представлявшая Нефтиду. (7) Mewcy — убийца.; (8) Ам-аси — жрец. (9)
Ам-хент — жрец. (10) Люди, представлявшие вооруженную охрану Хора.
Все они разыгрывали сцены, изображающие события, происходившие при
погребении бога Осириса, с которым в данный момент отождествлялся
умерший. Женщины исполняли роли богинь Исиды и Нефтиды, а мужчины
— роли богов, помогавших богиням выполнить их священный долг. Из
рисунков относящимся к церемонии отверза-ния уст и очей, видно, что обряд
начинался с кропления вокруг статуи водой из четырех сосудов по четырем
сторонам света и обращения к богам Хору, Сету, Тоту и Сепу — благодаря
этому умерший получал возможность пользоваться своей головой. Вслед за
окроплением происходило очищение ладаном из четырех кадильниц, также
по четырем сторонам света. С помощью этого ароматического вещества
происходило открытие уст умершего и укрепление его сердца. В этой сцене
жрец сем облачался в шкуру коровы и ложился на ложе, делая вид, что спит,
но жрец Ам-аси, в присутствии хер-хеба и жреца Ам-хент, будил его. Жрец
сем садился на скамью и вместе с разбудившими его тремя жрецами
представлял четырех сыновей Хора,То есть Местха, Хапи, Туамутефа и Кебсеннуфа.
или богов с головами сокола, павиана, шакала и человека соответственно.
Жрец сем говорил: «Я видел отца моего во всех его обличьях». Все
остальные по очереди повторяли ту же фразу. Смысл этой части церемонии
трудно объяснить, но Г. Масперо считает, что она была предназначена для возвращения телу тени (хаибит),которая отделилась от него после смерти.
Поскольку после смерти физическому телу свойственно
разлагаться, самым важным делом была мумификация различных его
членов: ни один из них не должен быть быть изъят и не должен был
подвергнуться разложению и тлению из-за случайной ошибки при
произнесении необходимых «слов власти» или из-за небрежного
выполнения какой-то церемонии или обряда. Египтянин утверждал, что он
бессмертен, и верил, что будет наслаждаться вечной жизнью в духовном
теле, но, тем не менее, пытался посредством магических Церемоний и «слов власти» сделать вечным и существование своего тленного тела. Он верил,что в обители богов будет питаться божественной и вечной пищей, но в то же время не жалел ни средств, ни усилий, чтобы обеспечить регулярную доставку в свою гробницу земной пищи в виде жертвоприношений скота,птицы, лепешек, хлеба и т. п. Египтяне мумифицировали своих умерших и пеленали их, а затем, совершая магические церемонии и произнося «слова власти», пытались вернуть им способность по своему желанию есть, пить,говорить, думать и двигаться. Создается впечатление, что им никогда не приходило в голову, будто боги могут действовать и без их помощи, а
картинки или изображения сцен жизни, смерти, погребения и воскрешения.
Осириса, на которые они так слепо полагались, могут оказаться менее
действенными, чем реальная сила самого бога.
Исследование мумий дало нам достаточно точную и полную информацию о
том, как готовились к пеленанию и обряжались тела умерших, а средства,
применявшиеся для сохранения наиболее уязвимых частей тела, хорошо
известны из сочинений греческих и других авторов. Что касается самого
способа пеленания, перечня применявшихся при этом мазей и материалов и
«слов власти», произносимых при наложении каждого бинта на свое место,
то для их изучения следует обратиться к очень интересному папирусу,
переведенному и опубликованному Г. Масперо под названием Le Rituel de
I'Embaumement тщательно перечисляемым и описываемым) и изображенным на бинтах
магическим фигуркам, упоминались также защитные свойства бирюзы и
других драгоценных камней. После смазывания маслом и накладывания
мирры и смолы объявлялось, что умерший «обрел свою голову» и она
никогда не отделится от него. В результате церемоний, относящихся к
голове, умерший получал возможность войти в сонм святых и совершенных
духов, его имя прославлялось людьми, жители небес встречали его душу,
существа подземного мира склонялись перед его телом, живущие на земле
поклонялись ему, а обитатели погребальной горы возвращали молодость.
Кроме этого, Анубис и Хор делали совершенными его бинты, а бог Тот
защищал его члены своими магическими «словами власти». Сам умерший
узнавал магические формулы, необходимые для того, чтобы проложить путь
в подземный мир, и учился правильно произносить их. Все это он обретал
благодаря бинтам и мазям, обладающим магическими именами и
свойствами, «словам власти», произнесенным жрецами во время ритуала
бальзамирования, а также церемониям, которые жрец, олицетворявший
Анубиса, совершил над его телом, имитируя то, что в древности сделал сам
Анубис для мертвого бога Осириса.
Далее по ритуалу бальзамирования следовал обряд мумификации и
пеленания кисти левой руки. Кисть распрямляли на куске полотна и, надев
браслет, наполняли ее тридцатью шестью (по числу ипостасей бога
Осириса) веществами, необходимыми для бальзамирования. После этого
кисть обматывали кусками полотна в шесть слоев, на каждом куске были
нарисованы фигуры Исиды и Хапи. Кисть правой руки обрабатывали так
же, но на бинтах были изображены фигуры Ра и Амсу. Произнесенные над
кистями рук магические слова обеспечивали им божественную защиту.
После того как церемонии для правой и левой руки были завершены,
ступни, голени и бедра натирали маслом черного камня и священным
маслом. Пальцы оборачивались полотном; куски полотна, на которых была
нарисована фигура шакала, накладывались на каждую голень (фигурка,
нарисованная на правой голени, олицетворяла Анубиса, на левой — Хора).
На голени и вокруг них клали цветы растения анхам и другие вещества,
после чего их смачивали водой, настоенной на смоле эбенового дерева, и
священным маслом, произнося соответствующие обращения. На этом
церемония пеленания завершалась. Все, что можно было сделать для
сохранения тела, было сделано, каждый его член был защищен и увековечен
с помощью «слов власти», превративших тленную материю в нетленную.
После закрепления последнего покрова из пурпурного или белого полотна
тело было готово к погребению.
Описанный выше ритуал бальзамирования, по-видимому, относится к
позднему периоду египетской истории, и, хотя отображенные в нем идеи и
верования так же стары, как и вся египетская цивилизация, сам он, похоже,
был создан взамен более старого и тщательно продуманного обряда,
который использовался еще во времена строительства Большой пирамиды и
был частью более сложных церемоний, до сих пор не понятых полностью.
Проведение всех церемоний занимало, очевидно, несколько дней, и,
конечно, лишь богатые люди могли позволить себе расходы на столь
сложный обряд погребения. Для бедных отдельные церемонии значительно
сокращались даже в очень древние времена. Наиболее важной в ритуале
была церемония «Отверзания уст и очей», совершавшаяся над мумией или
над статуей, изображавшей ее. Как уже говорилось, египтяне верили, что
свойства человека могут, быть переданы его статуе, поэтому все, что
делалось со статуей забальзамированного человека, относилось и к его
мумии. Использование статуи вместо мумии имело явные преимущества,
поскольку позволяло совершить церемонию в любое время, в любом месте
и без мумии. Обычно церемония проводилась в специальном помещении у
входа в гробницу или вне ее в ритуально очищенном или освященном
месте. В ней принимали участие: (1) Жрец хер-хеб — высшее духовное
лицо, державший в руке свиток папируса. (2) Жрец сем . (3) Смер —
возможно, близкий друг умершего; (4) Са-мер-эф То есть «Сын, любящий его».
— либо сын умершего, либо кто-то, представлявший сына. (5) Черау-ур —
женщина, представлявшая Исиду. (6) Черау-шераут — женщина,
представлявшая Нефтиду. (7) Mewcy — убийца.; (8) Ам-аси — жрец. (9)
Ам-хент — жрец. (10) Люди, представлявшие вооруженную охрану Хора.
Все они разыгрывали сцены, изображающие события, происходившие при
погребении бога Осириса, с которым в данный момент отождествлялся
умерший. Женщины исполняли роли богинь Исиды и Нефтиды, а мужчины
— роли богов, помогавших богиням выполнить их священный долг. Из
рисунков относящимся к церемонии отверза-ния уст и очей, видно, что обряд
начинался с кропления вокруг статуи водой из четырех сосудов по четырем
сторонам света и обращения к богам Хору, Сету, Тоту и Сепу — благодаря
этому умерший получал возможность пользоваться своей головой. Вслед за
окроплением происходило очищение ладаном из четырех кадильниц, также
по четырем сторонам света. С помощью этого ароматического вещества
происходило открытие уст умершего и укрепление его сердца. В этой сцене
жрец сем облачался в шкуру коровы и ложился на ложе, делая вид, что спит,
но жрец Ам-аси, в присутствии хер-хеба и жреца Ам-хент, будил его. Жрец
сем садился на скамью и вместе с разбудившими его тремя жрецами
представлял четырех сыновей Хора,То есть Местха, Хапи, Туамутефа и Кебсеннуфа.
или богов с головами сокола, павиана, шакала и человека соответственно.
Жрец сем говорил: «Я видел отца моего во всех его обличьях». Все
остальные по очереди повторяли ту же фразу. Смысл этой части церемонии
трудно объяснить, но Г. Масперо считает, что она была предназначена для возвращения телу тени (хаибит),которая отделилась от него после смерти.