Ритуалы радикального пути левой руки.
Даже в тантрических сектах Вама Марги, и так уже действующих по ту сторону установленного порядка, существует масса самых различных подходов, когда встает вопрос, насколько далеко продвинется каждый из культов в нарушении табу и сексуальных норм ради обретения адептом божественного статуса. Три старейшие секты применяют методику, куда более экстремальную, чем та, каковая сложилась в более поздних разновидностях Тантры. Что свидетельствует в пользу того, что первоначальное направление пути левой руки было и самым радикальным, постепенно утрачивая свою первоначальную природу по мере наделения течения законным статусом, что в итоге завершилось появлением в Тантре выхолощенного пути правой руки.
Северная Индия является родиной двух самых радикальных фракций пути левой руки — Каулы и Капалики. Оба эти культа шиваистские, т. е. посвящены Шиве, и, видимо, представляют собой некоторые из ранних практик Вама Марги. Капалики, или Носящие Череп, получили такое название потому, что постоянно носили с собой чаши для подаяний, изготовленные из верхней части человеческого черепа, которая именуется капала. Это было одной из деталей их зловещего внешнего облика. Впервые появившись в Кашмире, Носящие Череп, похожие на занявшихся духовными поисками Ангелов Ада, совершали действия, сознательно направленные на то, чтобы спровоцировать оскорбления и создать себе дурную репутацию в респектабельных слоях общества. Капалика и прочие секты пути левой руки нередко пили запрещенную мадъю, или вино; их опьяняла мистика смерти.
Капала является крайне важным символом как в индийской, так и в тибетской разновидностях тантры левой руки; ее часто изображают как один из традиционных атрибутов многих мрачных богинь, которым поклоняются темные адепты. Ваджрайогиню, бесконечно желанную алокожую Дакини, воплощающую в тибетской Тантре Ваджру, богиню, украшенную ожерельем из человеческих черепов, нередко представляют держащей в левой руке чашу из черепа, откуда брызжет кровь. Тантрических Дакинь тоже обязательно рисуют подносящими собственный сексуальный эликсир или амриту в таких же чашах из черепа. Сложная система символических коннотаций капалы выходит за рамки мгновенно приходящих на ум, очевидных ассоциаций со смертью и бренностью; помимо этого, она подчеркивает значимость мозга — содержимого черепной коробки — в инициации. В работах великого румынского исследователя шаманизма Мирчи Элиаде высказывается предположение, что сакральная роль чаш из черепа в Тантре левой руки продолжала традицию архаического культа богини у охотников за головами, действовавших в Бирме и Ассаме.
Практика майтхуны (ритуального соития) у сиддхов пути левой руки не ограничивалась инициатическим половым актом между всего лишь двумя магами. Некоторые из последователей Каулы и Капалики учат, что духовное освобождение и просветление можно также обрести в несдерживаемом разгуле чувств, особенно через посредство наслаждения с женщиной. Это становится подоплекой безудержных оргиастических ритуалов наряду с более свойственным тантристам соитием двух адептов, воплощающих Шиву и Шакти. Каула представляет собой клан, или духовную общину, в которой можно родится, либо приобщиться к ней через инициацию; все эти orgia, какой бы разнузданностью они не сопровождались, проходят строго в контексте инициатической школы. Некоторые изучающие тантризм исследователи предполагают, что намеренная распущенность оргий Каулы, возможно, была вдохновлена религиозно-сексуальными сценами, изображенными в знаменитых эротических скульптурах храма Хаджурахо.
Оргии пути левой руки — явление совсем иного порядка, нежели сопровождавшийся сексуальным развратом знаменитый праздник Холи (его отмечают и по сей день, но в символической, неэротической форме), в котором участвовала вся община, чтобы торжественно встретить наступление весны. Во время празднования Холи сперма — обычно ее усердно сдерживали — текла рекой, радостно пелись непристойные песни, разжигающие похоть. Но оргии Холи представляли собой, прежде всего, обряды, целью которых было соединить участников праздника с природными силами плодородия. Это был праздник традиционного выплеска Эроса, разрешенный религиозной властью ради блага всей общины. Такого рода сексуальное групповое действо — хотя внешне оно напоминает практики пути левой руки — на самом деле служило совершенно законным и общепринятым религиозным целям, представляя собой полную противоположность индивидуальному и инициатическому неприродному характеру orgia пути левой руки.
С каулами, прежде всего, ассоциируется текст «Кауланава-тантра»; один из высказанных в нем принципов мог бы стать девизом этого течения: «О, госпожа Каулы! В дхарме (мудрости) Каулы наслаждение становится совершенной йогой; дурные поступки делаются добрыми, и мир этот становится средоточием освобождения». Как во всех эротических ритуалах Вама Марги, задолго до участия в оргиях посвящаемый должен достигнуть уровня виры или дивьи, научиться эффективно культивировать состояния измененного сознания, управлять ими. Еще раз подчеркнуть это последнее положение никогда не помешает; каким бы острым не было соматическое удовольствие, порождаемое оргиастическим действом, очень сомнительно, что оно сможет оказать сколько-нибудь продолжительное инициатическое влияние на разум, ежели тот не был предварительно подготовлен к ритуалу с помощью обязательного курса духовных тренировок.
Даже в тантрических сектах Вама Марги, и так уже действующих по ту сторону установленного порядка, существует масса самых различных подходов, когда встает вопрос, насколько далеко продвинется каждый из культов в нарушении табу и сексуальных норм ради обретения адептом божественного статуса. Три старейшие секты применяют методику, куда более экстремальную, чем та, каковая сложилась в более поздних разновидностях Тантры. Что свидетельствует в пользу того, что первоначальное направление пути левой руки было и самым радикальным, постепенно утрачивая свою первоначальную природу по мере наделения течения законным статусом, что в итоге завершилось появлением в Тантре выхолощенного пути правой руки.
Северная Индия является родиной двух самых радикальных фракций пути левой руки — Каулы и Капалики. Оба эти культа шиваистские, т. е. посвящены Шиве, и, видимо, представляют собой некоторые из ранних практик Вама Марги. Капалики, или Носящие Череп, получили такое название потому, что постоянно носили с собой чаши для подаяний, изготовленные из верхней части человеческого черепа, которая именуется капала. Это было одной из деталей их зловещего внешнего облика. Впервые появившись в Кашмире, Носящие Череп, похожие на занявшихся духовными поисками Ангелов Ада, совершали действия, сознательно направленные на то, чтобы спровоцировать оскорбления и создать себе дурную репутацию в респектабельных слоях общества. Капалика и прочие секты пути левой руки нередко пили запрещенную мадъю, или вино; их опьяняла мистика смерти.
Капала является крайне важным символом как в индийской, так и в тибетской разновидностях тантры левой руки; ее часто изображают как один из традиционных атрибутов многих мрачных богинь, которым поклоняются темные адепты. Ваджрайогиню, бесконечно желанную алокожую Дакини, воплощающую в тибетской Тантре Ваджру, богиню, украшенную ожерельем из человеческих черепов, нередко представляют держащей в левой руке чашу из черепа, откуда брызжет кровь. Тантрических Дакинь тоже обязательно рисуют подносящими собственный сексуальный эликсир или амриту в таких же чашах из черепа. Сложная система символических коннотаций капалы выходит за рамки мгновенно приходящих на ум, очевидных ассоциаций со смертью и бренностью; помимо этого, она подчеркивает значимость мозга — содержимого черепной коробки — в инициации. В работах великого румынского исследователя шаманизма Мирчи Элиаде высказывается предположение, что сакральная роль чаш из черепа в Тантре левой руки продолжала традицию архаического культа богини у охотников за головами, действовавших в Бирме и Ассаме.
Практика майтхуны (ритуального соития) у сиддхов пути левой руки не ограничивалась инициатическим половым актом между всего лишь двумя магами. Некоторые из последователей Каулы и Капалики учат, что духовное освобождение и просветление можно также обрести в несдерживаемом разгуле чувств, особенно через посредство наслаждения с женщиной. Это становится подоплекой безудержных оргиастических ритуалов наряду с более свойственным тантристам соитием двух адептов, воплощающих Шиву и Шакти. Каула представляет собой клан, или духовную общину, в которой можно родится, либо приобщиться к ней через инициацию; все эти orgia, какой бы разнузданностью они не сопровождались, проходят строго в контексте инициатической школы. Некоторые изучающие тантризм исследователи предполагают, что намеренная распущенность оргий Каулы, возможно, была вдохновлена религиозно-сексуальными сценами, изображенными в знаменитых эротических скульптурах храма Хаджурахо.
Оргии пути левой руки — явление совсем иного порядка, нежели сопровождавшийся сексуальным развратом знаменитый праздник Холи (его отмечают и по сей день, но в символической, неэротической форме), в котором участвовала вся община, чтобы торжественно встретить наступление весны. Во время празднования Холи сперма — обычно ее усердно сдерживали — текла рекой, радостно пелись непристойные песни, разжигающие похоть. Но оргии Холи представляли собой, прежде всего, обряды, целью которых было соединить участников праздника с природными силами плодородия. Это был праздник традиционного выплеска Эроса, разрешенный религиозной властью ради блага всей общины. Такого рода сексуальное групповое действо — хотя внешне оно напоминает практики пути левой руки — на самом деле служило совершенно законным и общепринятым религиозным целям, представляя собой полную противоположность индивидуальному и инициатическому неприродному характеру orgia пути левой руки.
С каулами, прежде всего, ассоциируется текст «Кауланава-тантра»; один из высказанных в нем принципов мог бы стать девизом этого течения: «О, госпожа Каулы! В дхарме (мудрости) Каулы наслаждение становится совершенной йогой; дурные поступки делаются добрыми, и мир этот становится средоточием освобождения». Как во всех эротических ритуалах Вама Марги, задолго до участия в оргиях посвящаемый должен достигнуть уровня виры или дивьи, научиться эффективно культивировать состояния измененного сознания, управлять ими. Еще раз подчеркнуть это последнее положение никогда не помешает; каким бы острым не было соматическое удовольствие, порождаемое оргиастическим действом, очень сомнительно, что оно сможет оказать сколько-нибудь продолжительное инициатическое влияние на разум, ежели тот не был предварительно подготовлен к ритуалу с помощью обязательного курса духовных тренировок.