Гтум-мо.
Путешественники, вернувшиеся из Тибета, не раз рассказывали о волшебниках, которые победили холод и могли ходить по снегу, не боясь замерзнуть или заболеть и не ощущая при этом никаких неудобств. Один источник (не все источники были надежными) утверждал, что ему довелось присутствовать в Шмалаях на состязаниях, где умельцы соревновались в искусстве растапливания снега собственным телом. Победителем считался тот, вокруг кого образовывалась самая большая лужа талой воды.
Сколь бы невероятными ни казались подобные рассказы, некоторые тибетцы действительно способны вырабатывать собственным телом огромное количество тепла, настолько огромное, что нормального человека подобные условия просто убили бы. Техника, которая позволяет им делать это, возможно, является модификацией неизвестной индийской йоги и называется ту о (« tu о») (произносится как «туммо»).
Адептов гтум-мо на Тибете называют «репа» («гера») в честь тонкого хлопчатобумажного одеяния, которое они носили в любую погоду. Обычно ученик, который хотел стать адептом гтум-мо, получал право носить репу только после сурового испытания. Полностью обнаженного ученика оборачивали одеялом, смоченным в воде ледяного горного потока, и он должен был высушить его теплом своего собственного тела. Как только он его высушивал, его сразу же оборачивали во второе одеяло, затем в третье. Только после третьего одеяла его объявляли адептом гтум-мо.
Термин « ту о» на самом деле означает жару или тепло, но только в особом смысле психического тепла. Тибетцы различают три его типа.
1. Гтум-мо, возникающее спонтанно во время экстатических религиозных переживаний.
2. Мистическое гтум-мо, которое представляет собой огонь блаженства.
3. Эзотерическое гтум-мо, которое делает теплым физическое тело адепта.
Третий тип гтум-мо, о котором и говорится в данной главе, связан с огнем в тонком теле, согревающим семенную жидкость в теле мужчины и являющимся источником его энергии (в Тибете это называется шу с , « и »). Тепло усиливается, когда энергия бежит по каналам рца.
Ясно, что гтум-мо не является исключительно мужской прерогативой, поскольку мадам Давид-Неэль практиковала его. Следовательно, ссылка на семенную жидкость скорее призвана обозначить мужскую природу в тибетской эзотерической практике, в реальности же она не связана с этим процессом. Важно здесь то, что энергия вырабатывается в сексуальном центре, в базовой чакре Колеса Сохранения Счастья. Эта энергия одинакова для мужчин и женщин. Инициация гтум-мо по своей сути представляет собой перенос, передачу ан кура («ап иг»), то есть способности делать это, от гуру к чела. Это похоже на перенос пхо-ва, который мы рассматривали ранее. Но понимание обычно приходит через довольно длительный период времени, таким образом, ученик зачастую выполняет основную работу, и инициация только отмечает определенный достигнутый уровень.
В Тибете учеников предупреждали, чтобы они никогда не практиковали внутри дома или рядом с другими людьми, потому что «застоявшийся воздух» и «негативные вибрации» могут препятствовать процессу или даже нанести вред. Это также позволяет сделать предположение о том, что данная практика использует манипуляции энергией на тонком уровне.
После инициации адепт должен был обещать, что он никогда не будет использовать меховую или шерстяную одежду, чтобы согреть свое тело, и никогда не будет греться у огня. Как и многие традиции, эта имеет практическое значение. Практика гтум-мо требует постоянной тренировки. Атлет, который перестает заниматься, очень быстро теряет форму, точно так же и адепт гтум-мо в конце концов утратит свои способности, если будет слишком полагаться на внешние источники тепла и одежду.
Искусство гтум-мо требует большого количества времени. Традиционное обучение занимает три года, три месяца и три дня.
Существует пять предварительных упражнений, призванных подготовить человека к появлению гтум-мо. Во всех упражнениях используется визуализация, а в одном также нечто похожее на молитву. Все они основаны на предположении о том, что визуализация способствует течению энергии по тонким каналам тела.
Путешественники, вернувшиеся из Тибета, не раз рассказывали о волшебниках, которые победили холод и могли ходить по снегу, не боясь замерзнуть или заболеть и не ощущая при этом никаких неудобств. Один источник (не все источники были надежными) утверждал, что ему довелось присутствовать в Шмалаях на состязаниях, где умельцы соревновались в искусстве растапливания снега собственным телом. Победителем считался тот, вокруг кого образовывалась самая большая лужа талой воды.
Сколь бы невероятными ни казались подобные рассказы, некоторые тибетцы действительно способны вырабатывать собственным телом огромное количество тепла, настолько огромное, что нормального человека подобные условия просто убили бы. Техника, которая позволяет им делать это, возможно, является модификацией неизвестной индийской йоги и называется ту о (« tu о») (произносится как «туммо»).
Адептов гтум-мо на Тибете называют «репа» («гера») в честь тонкого хлопчатобумажного одеяния, которое они носили в любую погоду. Обычно ученик, который хотел стать адептом гтум-мо, получал право носить репу только после сурового испытания. Полностью обнаженного ученика оборачивали одеялом, смоченным в воде ледяного горного потока, и он должен был высушить его теплом своего собственного тела. Как только он его высушивал, его сразу же оборачивали во второе одеяло, затем в третье. Только после третьего одеяла его объявляли адептом гтум-мо.
Термин « ту о» на самом деле означает жару или тепло, но только в особом смысле психического тепла. Тибетцы различают три его типа.
1. Гтум-мо, возникающее спонтанно во время экстатических религиозных переживаний.
2. Мистическое гтум-мо, которое представляет собой огонь блаженства.
3. Эзотерическое гтум-мо, которое делает теплым физическое тело адепта.
Третий тип гтум-мо, о котором и говорится в данной главе, связан с огнем в тонком теле, согревающим семенную жидкость в теле мужчины и являющимся источником его энергии (в Тибете это называется шу с , « и »). Тепло усиливается, когда энергия бежит по каналам рца.
Ясно, что гтум-мо не является исключительно мужской прерогативой, поскольку мадам Давид-Неэль практиковала его. Следовательно, ссылка на семенную жидкость скорее призвана обозначить мужскую природу в тибетской эзотерической практике, в реальности же она не связана с этим процессом. Важно здесь то, что энергия вырабатывается в сексуальном центре, в базовой чакре Колеса Сохранения Счастья. Эта энергия одинакова для мужчин и женщин. Инициация гтум-мо по своей сути представляет собой перенос, передачу ан кура («ап иг»), то есть способности делать это, от гуру к чела. Это похоже на перенос пхо-ва, который мы рассматривали ранее. Но понимание обычно приходит через довольно длительный период времени, таким образом, ученик зачастую выполняет основную работу, и инициация только отмечает определенный достигнутый уровень.
В Тибете учеников предупреждали, чтобы они никогда не практиковали внутри дома или рядом с другими людьми, потому что «застоявшийся воздух» и «негативные вибрации» могут препятствовать процессу или даже нанести вред. Это также позволяет сделать предположение о том, что данная практика использует манипуляции энергией на тонком уровне.
После инициации адепт должен был обещать, что он никогда не будет использовать меховую или шерстяную одежду, чтобы согреть свое тело, и никогда не будет греться у огня. Как и многие традиции, эта имеет практическое значение. Практика гтум-мо требует постоянной тренировки. Атлет, который перестает заниматься, очень быстро теряет форму, точно так же и адепт гтум-мо в конце концов утратит свои способности, если будет слишком полагаться на внешние источники тепла и одежду.
Искусство гтум-мо требует большого количества времени. Традиционное обучение занимает три года, три месяца и три дня.
Существует пять предварительных упражнений, призванных подготовить человека к появлению гтум-мо. Во всех упражнениях используется визуализация, а в одном также нечто похожее на молитву. Все они основаны на предположении о том, что визуализация способствует течению энергии по тонким каналам тела.