Бастет, а также Женщина и кошка.
В Древнем Египте существовал весьма значительный культ богини – кошки Бастет (Баст), считавшейся также олицетворением солнечного и лунного света. Богиню изображали как деву с кошачьей головой. Бастет считалась дочерью Осириса и Изиды.
Ей посвящались молитвы: «Она может даровать жизнь и силу, всё здоровье и радость сердца» или «Я кошка, мать жизни». В её честь кошкам поклонялись, их мумифицировали, рядом клали мышь, чтобы кошкам было чем развлечься и питаться в загробном мире.
Нигде кошка не почитается так, как в Египте. Сложный метафорический смысл, которым мировая мифология наделила образ этого красивого умного животного, египтяне свели к позитивным, приятным для человеческого сознания понятиям –
таким, как добро, домашний очаг, веселье, любовь, материнство, плодородие, защитные силы.
Родители Бастет — Ра и Хатор, кроме того, она считалась Оком бога Солнца. У нее есть сестра Нут, и брат Хонсу, который отвечал за изгнание злых духов. Баст замужем за Птахом (или Бесом), мать бога Махеса. Ее темным аспектом называли Пашт.
Баст почитали как богиню огня, женской красоты, молодости, радости и сексуальных обрядов. Эта богиня дарила любовь и чувственное удовольствие, помогала в занятиях музыкой и танцами. Одновременно она отвечала за домашний уют и очаг, покровительствовала деторождению и плодородию. Позднее к ее обязанностям добавили благотворительность. Среди мистиков Бастет ценили за способность защищать от злых духов и болезней, а так же за дар интуиции, которым она, как лунная богиня, могла наградить.
На жилищах врачей всегда рисовалась черная кошка — символ их профессии.
Древние египтяне любили и почитали кошек – об этом говорят многочисленные папирусы и росписи на стенах гробниц. Как и другие священные животные – например, соколы, ибисы, крокодилы, – кошки выступали посредниками между богом и людьми. Египтяне видели в кошке воплощение богини Бастет (греки называли ее Бубастис).
Древнейшие изображения кошек, которые дошли до нас из Анатолии (территория современной Турции) VI век до н.э., из Иерихона - V век до н.э., показывают несколько женщин, забавляющихся с кошками. Изображения кошек, как правило, полосатых или пятнистых, можно увидеть на рисунках из Египта и Помпеи.
Около 2,5 тысяч лет до н.э. в надписях пирамид V и VI династии фараонов встречаются символы, обозначающие кошек - это был расцвет их культа. Культ кошек был настолько велик, что продолжался более 2 тысяч лет и был отменен только в 390 г. н.э. Каждый город Древнего Египта имел свой тотем, т.е. божество-охранителя. Кошка имела несколько городов, где она почиталась превыше других богов.
Происхождение кошек. Откуда они пришли? Где их родина? Ответ на этот вопрос может быть здесь в наших воспоминаниях о прошлом.
945 год до нашей эры. Небольшая ладья плывет по спокойному Нилу. В лодке видны две фигуры в белом, они стоят рядом: зрелый мужчина, высокий, подтянутый. Одной рукой он держится за высокий нос лодки, положив вторую руку на плечо своего сына, совсем еще мальчика. Они медленно приближаются к великолепному городу.
"Отец, расскажи мне об этом городе и зачем мы и тысячи других людей плывут сюда?" - "Сын мой! Мы плывем в прекрасный город Бубастис - нашу столицу, на ежегодный праздник богини-кошки Баст. Мягкосердечная Баст известна своими чудесами врачевания. Ее почитают как веселую богиню исцеления, музыки, счастья и радости. Тысячи паломников спешат на праздник Бубастис.
Огромный храм воздвигнут в ее честь, рядом с храмом водный канал, все улицы пересекаются у этого святого места. Я научу тебя молитве: "О, Баст, луноликая, могучая целительница, возлюбленная миллионами. Ясная в храме своем, раствори двери свои предо мною, освети душу мою светом своим, проникни глубоко в дух мой, исцели все мои недуги..." Ну, вот мы и приплыли, поспешим к храму".
Мальчик глубоко потрясен необыкновенным зрелищем, открывшимся ему. Великолепный храм сверкает на солнце, все любуются его белоснежными колоннами, прекрасными деталями. По всей округе разносятся смех и радостные возгласы. С песнями и хлопаньем паломницы поднимаются к храму, тряся своими трещотками - символом плодовитости. У главного входа - статуя богини-кошки, богини, обладавшей силой Солнца и Луны, приносящей умственное здоровье.
Центр культа Баст, расцвет которого относится к XXII династии (Бубастидов) X—VIII веках до н. э. — город Бубастис.
Бубастис был одним из важнейших городов Древнего Египта. Теперь о былой пышности и великолепии этого древнего города мы можем судить только по обнаруженным археологами сохранившимся памятникам и их фрагментам.
Атрибут Баст — музыкальный инструмент систр. Часто богиню изображали в виде женщины с головой кошки, держащей в руках систр, а у её ног располагались четыре котёнка. Так олицетворялась египтянами богиня плодородия. Сын Баст — Махес. В некоторых случаях Баст отождествлялась с Мут, Тефнут, Сехмет и Хатор.
Традиционно связывается с солнцем, плодородием и благополучными родами у женщин. Баст имеет два воплощения — женщина с кошачьей головой (добрая сущность) и львиной (агрессивная). Считается, что, находясь во второй форме, Баст превращается в Сехмет — львицу, которая однажды едва не уничтожила все человечество. Её удалось усмирить лишь с помощью хитрости — по земле было разлито пиво, подкрашенное минеральными красителями в красный цвет. Львица приняла эту жидкость за кровь, напилась и уснула.
Кошки хорошо истребляли змей, а кроме того считалось, что они обладают магической силой. В летописях говорится, что бог Ра принимал облик кошки перед битвой со змеем ночи и благодаря этому волшебством задерживал лучи солнца.
К этим животным относились с трепетом, поскольку в них видели земное воплощение богини Баст. Их считали добрыми духами жилища и верили, что душа умершей хозяйки дома, вселяется в кошку. Если кошка погибала, ее хозяева и даже все их родственники в знак траура сбривали брови. Животное хоронили как фараона: бальзамировали и мумифицировали тело, клали в саркофаг, а потом помещали в специально отведенный для нее некрополь.
Убийство кошки каралось смертью. Даже если возница переехал животное случайно, люди насмерть забрасывали его камнями.
Богиню плодородия египтяне возвели в ранг общенационального божества. Хозяева даже сбривали брови в память об умершей кошке, а случайно переехавшего кошку возницу толпа насмерть забрасывала камнями. И даже фараоны совершали жертвоприношение в храме Бастет.
Геродот сообщал о ежегодных торжествах в честь Баст, которые сопровождались плясками.
Греками Бастет отождествлялась с Артемидой, и иногда с Афродитой.
Кошки занимают большое место в изобразительных творениях.
В художественных работах использовали модную аллегорию, наделяли кошек человеческими чертами.
В Древнем Египте существовал весьма значительный культ богини – кошки Бастет (Баст), считавшейся также олицетворением солнечного и лунного света. Богиню изображали как деву с кошачьей головой. Бастет считалась дочерью Осириса и Изиды.
Ей посвящались молитвы: «Она может даровать жизнь и силу, всё здоровье и радость сердца» или «Я кошка, мать жизни». В её честь кошкам поклонялись, их мумифицировали, рядом клали мышь, чтобы кошкам было чем развлечься и питаться в загробном мире.
Нигде кошка не почитается так, как в Египте. Сложный метафорический смысл, которым мировая мифология наделила образ этого красивого умного животного, египтяне свели к позитивным, приятным для человеческого сознания понятиям –
таким, как добро, домашний очаг, веселье, любовь, материнство, плодородие, защитные силы.
Родители Бастет — Ра и Хатор, кроме того, она считалась Оком бога Солнца. У нее есть сестра Нут, и брат Хонсу, который отвечал за изгнание злых духов. Баст замужем за Птахом (или Бесом), мать бога Махеса. Ее темным аспектом называли Пашт.
Баст почитали как богиню огня, женской красоты, молодости, радости и сексуальных обрядов. Эта богиня дарила любовь и чувственное удовольствие, помогала в занятиях музыкой и танцами. Одновременно она отвечала за домашний уют и очаг, покровительствовала деторождению и плодородию. Позднее к ее обязанностям добавили благотворительность. Среди мистиков Бастет ценили за способность защищать от злых духов и болезней, а так же за дар интуиции, которым она, как лунная богиня, могла наградить.
На жилищах врачей всегда рисовалась черная кошка — символ их профессии.
Древние египтяне любили и почитали кошек – об этом говорят многочисленные папирусы и росписи на стенах гробниц. Как и другие священные животные – например, соколы, ибисы, крокодилы, – кошки выступали посредниками между богом и людьми. Египтяне видели в кошке воплощение богини Бастет (греки называли ее Бубастис).
Древнейшие изображения кошек, которые дошли до нас из Анатолии (территория современной Турции) VI век до н.э., из Иерихона - V век до н.э., показывают несколько женщин, забавляющихся с кошками. Изображения кошек, как правило, полосатых или пятнистых, можно увидеть на рисунках из Египта и Помпеи.
Около 2,5 тысяч лет до н.э. в надписях пирамид V и VI династии фараонов встречаются символы, обозначающие кошек - это был расцвет их культа. Культ кошек был настолько велик, что продолжался более 2 тысяч лет и был отменен только в 390 г. н.э. Каждый город Древнего Египта имел свой тотем, т.е. божество-охранителя. Кошка имела несколько городов, где она почиталась превыше других богов.
Происхождение кошек. Откуда они пришли? Где их родина? Ответ на этот вопрос может быть здесь в наших воспоминаниях о прошлом.
945 год до нашей эры. Небольшая ладья плывет по спокойному Нилу. В лодке видны две фигуры в белом, они стоят рядом: зрелый мужчина, высокий, подтянутый. Одной рукой он держится за высокий нос лодки, положив вторую руку на плечо своего сына, совсем еще мальчика. Они медленно приближаются к великолепному городу.
"Отец, расскажи мне об этом городе и зачем мы и тысячи других людей плывут сюда?" - "Сын мой! Мы плывем в прекрасный город Бубастис - нашу столицу, на ежегодный праздник богини-кошки Баст. Мягкосердечная Баст известна своими чудесами врачевания. Ее почитают как веселую богиню исцеления, музыки, счастья и радости. Тысячи паломников спешат на праздник Бубастис.
Огромный храм воздвигнут в ее честь, рядом с храмом водный канал, все улицы пересекаются у этого святого места. Я научу тебя молитве: "О, Баст, луноликая, могучая целительница, возлюбленная миллионами. Ясная в храме своем, раствори двери свои предо мною, освети душу мою светом своим, проникни глубоко в дух мой, исцели все мои недуги..." Ну, вот мы и приплыли, поспешим к храму".
Мальчик глубоко потрясен необыкновенным зрелищем, открывшимся ему. Великолепный храм сверкает на солнце, все любуются его белоснежными колоннами, прекрасными деталями. По всей округе разносятся смех и радостные возгласы. С песнями и хлопаньем паломницы поднимаются к храму, тряся своими трещотками - символом плодовитости. У главного входа - статуя богини-кошки, богини, обладавшей силой Солнца и Луны, приносящей умственное здоровье.
Центр культа Баст, расцвет которого относится к XXII династии (Бубастидов) X—VIII веках до н. э. — город Бубастис.
Бубастис был одним из важнейших городов Древнего Египта. Теперь о былой пышности и великолепии этого древнего города мы можем судить только по обнаруженным археологами сохранившимся памятникам и их фрагментам.
Атрибут Баст — музыкальный инструмент систр. Часто богиню изображали в виде женщины с головой кошки, держащей в руках систр, а у её ног располагались четыре котёнка. Так олицетворялась египтянами богиня плодородия. Сын Баст — Махес. В некоторых случаях Баст отождествлялась с Мут, Тефнут, Сехмет и Хатор.
Традиционно связывается с солнцем, плодородием и благополучными родами у женщин. Баст имеет два воплощения — женщина с кошачьей головой (добрая сущность) и львиной (агрессивная). Считается, что, находясь во второй форме, Баст превращается в Сехмет — львицу, которая однажды едва не уничтожила все человечество. Её удалось усмирить лишь с помощью хитрости — по земле было разлито пиво, подкрашенное минеральными красителями в красный цвет. Львица приняла эту жидкость за кровь, напилась и уснула.
Кошки хорошо истребляли змей, а кроме того считалось, что они обладают магической силой. В летописях говорится, что бог Ра принимал облик кошки перед битвой со змеем ночи и благодаря этому волшебством задерживал лучи солнца.
К этим животным относились с трепетом, поскольку в них видели земное воплощение богини Баст. Их считали добрыми духами жилища и верили, что душа умершей хозяйки дома, вселяется в кошку. Если кошка погибала, ее хозяева и даже все их родственники в знак траура сбривали брови. Животное хоронили как фараона: бальзамировали и мумифицировали тело, клали в саркофаг, а потом помещали в специально отведенный для нее некрополь.
Убийство кошки каралось смертью. Даже если возница переехал животное случайно, люди насмерть забрасывали его камнями.
Богиню плодородия египтяне возвели в ранг общенационального божества. Хозяева даже сбривали брови в память об умершей кошке, а случайно переехавшего кошку возницу толпа насмерть забрасывала камнями. И даже фараоны совершали жертвоприношение в храме Бастет.
Геродот сообщал о ежегодных торжествах в честь Баст, которые сопровождались плясками.
Греками Бастет отождествлялась с Артемидой, и иногда с Афродитой.
Кошки занимают большое место в изобразительных творениях.
В художественных работах использовали модную аллегорию, наделяли кошек человеческими чертами.