ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ.
![ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ. N3qj50](http://oi59.tinypic.com/n3qj50.png)
ПАССИВНОЕ И АКТИВНОЕ СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ
познанием гармоник в качестве одного из аспектов звука система вашего слухового восприятия претерпевает кардинальные изменения. Вы начинаете различать гармоники в стуке воды, капающей из крана, или в завывании ветра за окном. А вместе со слухом меняется и ваше сознание.
Умение слушать дается нам при рождении, однако с возрастом, к сожалению, многие из нас полностью или частично теряют этот дар. Слуховое восприятие имеет два аспекта: пассивный и активный. В первом случае ухо воспринимает или не воспринимает звук, если он не входит в рамки доступного слуху диапазона. После этого — если звук услышан — сигнал поступает в мозг, который распознает характер и значение этого звука. Однако существует и активный вид слухового восприятия.
Система Томатиса
Доктор медицины Альфред Томатис, французский врач-отоларинголог, посвятил сорок пять лет упорной работы изучению человеческого аппарата слухового восприятия — его устройства и назначения. Доктор Томатис выделяет три важнейшие функции слуха:
1. Поддержание равновесия в организме (стабилизация состояния нервной системы, восстановление физического тонуса, а также координация сенсорной информации и двигательных реакций.
2. Анализ и расшифровка движения за пределами организма (за это отвечает улитка, передняя часть ушного лабиринта) и соотнесение самого организма с этим движением (такова функция вестибулярного аппарата), то есть установление слухового и голосового контроля.
3. Стимуляция работы мозга.
В соответствии с теорией доктора Томатиса, звуки одного рода изнуряют слушателя, приводят его в состояние усталости; другие же, напротив, заряжают его бодростью. Особенно благотворное воздействие, считает доктор Томатис, оказывают звуки, содержащие в себе высокочастотные гармоники (к примеру, звуки григорианского хорала). Именно высокие частоты (около 8000 Гц) способны стимулировать центральную нервную систему и кору головного мозга.
Чтобы помочь своим пациентам перейти от пассивного к активному слуховому восприятию, доктор Томатис изобрел прибор, получивший название «электронного уха». Наушники, которыми снабжен прибор, представляют собой особого рода фильтр, позволяющий различать высокие частоты (и таким образом заново научиться воспринимать их самостоятельно). Слушая записи обер-тональных песнопений различных традиций (названия сборников перечислены в разделе «Список музыкальных произведений»), мы обнаружили, что важнейший элемент мелодии песнопений составляют высокочастотные гармоники, активизирующие работу мозга. Кроме того, пациенты Томатиса обучаются распознавать и применять г, лечебных целях гармоники, образуемые их собственнь'м голосом.
Доктор Томатис открыл для себя целительные способности высокочастотных звуков после того, как высшие иерархи одного бенедиктинского монастыря обратились к нему за помощью. После II Ватиканского собора новый аббат прекратил практику духовных песнопений, занимавших прежде от шести до восьми часов, сочтя их пустой тратой времени. А через некоторое время после этого решения монахи впали в состояние хронической усталости и депрессии.
Усилия множества врачей вернуть монахам былую бодрость оказались безрезультатными. Один известный французский специалист, осмотрев больных, заключил, что недуг их порожден недоеданием (рацион бенедиктинцев практически полностью состоял из растительной пищи) и предписал им новую диету, основанную на мясных продуктах и картофеле. Французский доктор, очевидно, забыл, что бенедиктинские монахи были вегетарианцами еще с XII в. и прежде аскетический образ жизни не причинял вреда их здоровью. Итак, больные начали питаться мясом и картофелем, отчего состояние их только ухудшилось.
Наконец руководство монастыря обратилось за помощью к доктору Томатису. И тот обнаружил, что монахи заболели из-за того, что их лишили возможности петь. Ведь именно терапевтический эффект григорианского хорала придавал им сил, чтобы проводить дни в беспрестанных трудах и молитвах. Лишь только практика ежедневных песнопений по указанию Томатиса была восстановлена, монахи вновь обрели прежнюю энергию.
Человеческий слух, являясь проводником звука, отвечает за стимуляцию коры головного мозга и восстановление 90-95% процентов общей энергии организма. В этом доктор Томатис и видит одну из главных функций слуха. Григорианские песнопения, в соответствии с его подсчетами, «содержат в себе все частоты голосового диапазона — приблизительно от 70 до 9000 Гц». Этот же диапазон охватывают и тибетская техника «однотонального аккорда», техника хоомей и иные традиции обертонального пения, описанные в этой книге.
В интервью, опубликованном в статье «О системе То-матиса», доктор отмечает, что в области звукотерапиц «наиболее важны частоты от 2000 до 4000 Гц, то есть верхний уровень голосового диапазона. Высокочастотные обертоны составляют тембровую окраску голоса, тогда как низкочастотными обертонами передается смысловая часть высказывания».
По теории Томатиса, терапевтический эффект гармонического пения достигается главным образом благодаря проводимости костной ткани: последняя резонирует на частоте около 2000 Гц:
«Звук образуется не во рту, не в теле, а, по сути дела, в костях. Кости "поют", как поют стены церкви, резонируя с голосом певца».
В частности, звук усиливает путем резонанса костная ткань черепа. Кроме того, проводимость костной ткани обеспечивает стимуляцию стремечка (слуховой косточки среднего уха), которое, как считает Томатис, в первую очередь отвечает за активизацию работы мозга. Томатис утверждает, что, ежедневно в течение четырех часов либо прослушивая звуки, богатые высокочастотными гармониками, либо производя их самостоятельно, человек может поддерживать высокую активность мозговой деятельности. Сам доктор сохраняет бодрость на протяжении большей части суток, обходясь максимум четырьмя часами сна. Эту свою способность он объясняет тем, что регулярно слушает звуки, содержащие высокочастотные гармоники.
Доктору также удалось открыть и описать явление, известное как «эффект Томатиса». Суть его заключается в том, что человеческий голос способен производить и имитировать лишь те звуки, которые способно воспринимать ухо. То есть до тех пор, пока вы не научитесь различать определенные обертоны, вы не сумеете и воспроизвести их. Следовательно, изменения в слуховом восприятии, в способности слышать, влекут за собой изменения в работе голосового аппарата и голосовом диапазоне. Итак, активизируя систему слухового восприятия, открывая свой слух гармоникам, мы обретаем возможность не только воздействовать на деятельность мозга и общее состояние своего организма, но и качественно изменить свои вокальные данные.
Дэвид Хайкс, человек, основавший Гармонический хор и пробудивший в западном обществе интерес к оберто-нальному пению как виду искусства, внес собственный вклад в концепцию активного слухового восприятия. Вот что пишет он в заметке, сопровождающей программу концерта Гармонического хора:
«Сможет ли человечество заново научиться слушать звуки мира, вместо того чтобы постоянно отключаться от них? Вслушайтесь внимательнее в окружающие звуки, и однажды вы различите ту целительную гармонию, что кроется в бессмысленном грохоте повседневной суеты. Это будет означать, что вы сделали второй шаг на длинном пути, ведущем к активному слуховому восприятию. Вам предстоит пройти этот путь целиком, этап за этапом. Начинается же он с познания тишины. Искусство активного слухового восприятия неотделимо от искусства гармонической музыки. Гармоническая музыка — источник всего самого важного и самого прекрасного в мире звука и в мире людей, связанных воедино законами вибрации».
Активное слуховое восприятие — ключ не только к искусству гармонического пения, но и к познанию иных уров ней сознания. К примеру, индуистская традиция рассматривает активное слуховое восприятие, «слушание» как мощное средство расширения сознания. Выражением этой концепции является образ шабды, «звукового потока»: оседлав его, словно крылатого коня, человек уносится в другие миры. Приобщение к «звуковому потоку» достигается медитацией на звук.
![ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ. N3qj50](http://oi59.tinypic.com/n3qj50.png)
ПАССИВНОЕ И АКТИВНОЕ СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ
познанием гармоник в качестве одного из аспектов звука система вашего слухового восприятия претерпевает кардинальные изменения. Вы начинаете различать гармоники в стуке воды, капающей из крана, или в завывании ветра за окном. А вместе со слухом меняется и ваше сознание.
Умение слушать дается нам при рождении, однако с возрастом, к сожалению, многие из нас полностью или частично теряют этот дар. Слуховое восприятие имеет два аспекта: пассивный и активный. В первом случае ухо воспринимает или не воспринимает звук, если он не входит в рамки доступного слуху диапазона. После этого — если звук услышан — сигнал поступает в мозг, который распознает характер и значение этого звука. Однако существует и активный вид слухового восприятия.
Система Томатиса
Доктор медицины Альфред Томатис, французский врач-отоларинголог, посвятил сорок пять лет упорной работы изучению человеческого аппарата слухового восприятия — его устройства и назначения. Доктор Томатис выделяет три важнейшие функции слуха:
1. Поддержание равновесия в организме (стабилизация состояния нервной системы, восстановление физического тонуса, а также координация сенсорной информации и двигательных реакций.
2. Анализ и расшифровка движения за пределами организма (за это отвечает улитка, передняя часть ушного лабиринта) и соотнесение самого организма с этим движением (такова функция вестибулярного аппарата), то есть установление слухового и голосового контроля.
3. Стимуляция работы мозга.
В соответствии с теорией доктора Томатиса, звуки одного рода изнуряют слушателя, приводят его в состояние усталости; другие же, напротив, заряжают его бодростью. Особенно благотворное воздействие, считает доктор Томатис, оказывают звуки, содержащие в себе высокочастотные гармоники (к примеру, звуки григорианского хорала). Именно высокие частоты (около 8000 Гц) способны стимулировать центральную нервную систему и кору головного мозга.
Чтобы помочь своим пациентам перейти от пассивного к активному слуховому восприятию, доктор Томатис изобрел прибор, получивший название «электронного уха». Наушники, которыми снабжен прибор, представляют собой особого рода фильтр, позволяющий различать высокие частоты (и таким образом заново научиться воспринимать их самостоятельно). Слушая записи обер-тональных песнопений различных традиций (названия сборников перечислены в разделе «Список музыкальных произведений»), мы обнаружили, что важнейший элемент мелодии песнопений составляют высокочастотные гармоники, активизирующие работу мозга. Кроме того, пациенты Томатиса обучаются распознавать и применять г, лечебных целях гармоники, образуемые их собственнь'м голосом.
Доктор Томатис открыл для себя целительные способности высокочастотных звуков после того, как высшие иерархи одного бенедиктинского монастыря обратились к нему за помощью. После II Ватиканского собора новый аббат прекратил практику духовных песнопений, занимавших прежде от шести до восьми часов, сочтя их пустой тратой времени. А через некоторое время после этого решения монахи впали в состояние хронической усталости и депрессии.
Усилия множества врачей вернуть монахам былую бодрость оказались безрезультатными. Один известный французский специалист, осмотрев больных, заключил, что недуг их порожден недоеданием (рацион бенедиктинцев практически полностью состоял из растительной пищи) и предписал им новую диету, основанную на мясных продуктах и картофеле. Французский доктор, очевидно, забыл, что бенедиктинские монахи были вегетарианцами еще с XII в. и прежде аскетический образ жизни не причинял вреда их здоровью. Итак, больные начали питаться мясом и картофелем, отчего состояние их только ухудшилось.
Наконец руководство монастыря обратилось за помощью к доктору Томатису. И тот обнаружил, что монахи заболели из-за того, что их лишили возможности петь. Ведь именно терапевтический эффект григорианского хорала придавал им сил, чтобы проводить дни в беспрестанных трудах и молитвах. Лишь только практика ежедневных песнопений по указанию Томатиса была восстановлена, монахи вновь обрели прежнюю энергию.
Человеческий слух, являясь проводником звука, отвечает за стимуляцию коры головного мозга и восстановление 90-95% процентов общей энергии организма. В этом доктор Томатис и видит одну из главных функций слуха. Григорианские песнопения, в соответствии с его подсчетами, «содержат в себе все частоты голосового диапазона — приблизительно от 70 до 9000 Гц». Этот же диапазон охватывают и тибетская техника «однотонального аккорда», техника хоомей и иные традиции обертонального пения, описанные в этой книге.
В интервью, опубликованном в статье «О системе То-матиса», доктор отмечает, что в области звукотерапиц «наиболее важны частоты от 2000 до 4000 Гц, то есть верхний уровень голосового диапазона. Высокочастотные обертоны составляют тембровую окраску голоса, тогда как низкочастотными обертонами передается смысловая часть высказывания».
По теории Томатиса, терапевтический эффект гармонического пения достигается главным образом благодаря проводимости костной ткани: последняя резонирует на частоте около 2000 Гц:
«Звук образуется не во рту, не в теле, а, по сути дела, в костях. Кости "поют", как поют стены церкви, резонируя с голосом певца».
В частности, звук усиливает путем резонанса костная ткань черепа. Кроме того, проводимость костной ткани обеспечивает стимуляцию стремечка (слуховой косточки среднего уха), которое, как считает Томатис, в первую очередь отвечает за активизацию работы мозга. Томатис утверждает, что, ежедневно в течение четырех часов либо прослушивая звуки, богатые высокочастотными гармониками, либо производя их самостоятельно, человек может поддерживать высокую активность мозговой деятельности. Сам доктор сохраняет бодрость на протяжении большей части суток, обходясь максимум четырьмя часами сна. Эту свою способность он объясняет тем, что регулярно слушает звуки, содержащие высокочастотные гармоники.
Доктору также удалось открыть и описать явление, известное как «эффект Томатиса». Суть его заключается в том, что человеческий голос способен производить и имитировать лишь те звуки, которые способно воспринимать ухо. То есть до тех пор, пока вы не научитесь различать определенные обертоны, вы не сумеете и воспроизвести их. Следовательно, изменения в слуховом восприятии, в способности слышать, влекут за собой изменения в работе голосового аппарата и голосовом диапазоне. Итак, активизируя систему слухового восприятия, открывая свой слух гармоникам, мы обретаем возможность не только воздействовать на деятельность мозга и общее состояние своего организма, но и качественно изменить свои вокальные данные.
Дэвид Хайкс, человек, основавший Гармонический хор и пробудивший в западном обществе интерес к оберто-нальному пению как виду искусства, внес собственный вклад в концепцию активного слухового восприятия. Вот что пишет он в заметке, сопровождающей программу концерта Гармонического хора:
«Сможет ли человечество заново научиться слушать звуки мира, вместо того чтобы постоянно отключаться от них? Вслушайтесь внимательнее в окружающие звуки, и однажды вы различите ту целительную гармонию, что кроется в бессмысленном грохоте повседневной суеты. Это будет означать, что вы сделали второй шаг на длинном пути, ведущем к активному слуховому восприятию. Вам предстоит пройти этот путь целиком, этап за этапом. Начинается же он с познания тишины. Искусство активного слухового восприятия неотделимо от искусства гармонической музыки. Гармоническая музыка — источник всего самого важного и самого прекрасного в мире звука и в мире людей, связанных воедино законами вибрации».
Активное слуховое восприятие — ключ не только к искусству гармонического пения, но и к познанию иных уров ней сознания. К примеру, индуистская традиция рассматривает активное слуховое восприятие, «слушание» как мощное средство расширения сознания. Выражением этой концепции является образ шабды, «звукового потока»: оседлав его, словно крылатого коня, человек уносится в другие миры. Приобщение к «звуковому потоку» достигается медитацией на звук.