Еврейская традиция.
Некоторые из самых ранних упоминаний Лилит в иудаизме находятся в Торе и Талмуде. Однако они расплывчаты и кажутся несколько случайными без какого-либо дополнительного контекста, почерпнутого из еврейских мидраш. Еврейские мидраш - это внебиблейские сказки и комментарии, написанные раввинами на различные темы, помогающие исследовать и расширять библейское богословие. В иудаизме Мидраш так же священен, как и любое священное писание, и считается каноном для еврейских богословов. Вот некоторые из этих отрывков из Торы и Талмуда:
«Там демоны-козлы будут приветствовать друг друга, и там Лилит найдет покой». «Мужчине запрещено спать одному в доме, чтобы Лилит не схватила его».
В Мидраш Лилит описывается как первая жена Адама до Евы. Это происходит из-за того, что в книге Бытия есть две истории творения.
В приведенных ниже цитатах используются два разных имени Бога на иврите. Несмотря на то, что в английской Библии используется термин «Бог», на иврите существует множество имен для Святого. Элохим можно перевести как «Бог со многими мужскими и женскими личностями», но обычно считается женским началом (хотя в английских переводах Библии используется местоимение Он). Элохим - женская сторона Бога и партнер мужчины Яхве. Яхве (или Тетраграмматон) переводится как «Тот, Кто был, есть и будет» и обычно считается принадлежащим к мужскому роду.
В Бытие 1:27 говорится, что Бог сотворил мужчину и женщину по образу Бога.
Итак [Элохим] создал человечество по своему образу и подобию, по образу Бога он создал их; мужчину и женщину.
Но в Бытие 2: 7 - 2:22 говорится, что Бог создал Адама, а затем создал Еву, удалив ребро с его бока.
Тогда [Яхве] создал человека из праха земного и вдохнул в его ноздри дыхание жизни, и этот человек стал живым существом.
- Бытие 2:22
Затем он [Господь] создал женщину из ребра, взятого из мужчины, и привел ее к нему.
В еврейском Мидраш раввины выдвинули гипотезу о том, что сначала были созданы Адам и Лилит, но когда между ними не сложилось ничего, Яхве создал вторую женщину, создав ее из части Адама. Это было сотворением Евы.
Еще одна интересная особенность этого взгляда на историю творения заключается в том, что Ева кажется частью Адама, которая была извлечена и превращена в отдельное существо. Мидраш учит, что Адам был одновременно мужчиной и женщиной, а Ева была его женской частью, получившей жизнь. Мидраш также говорит, что если это верно в отношении Адама, то это также верно и в отношении Лилит. Некоторые истории изображают Самаэля, Развратного Бога, как мужскую сторону Лилит, отделившуюся от нее и имеющего своё собственное существование.
Имя Лилит даже упоминается в одном из свитков Мертвого моря под названием «Песня для мудреца», который, вероятно, использовался для экзорцизма. Текст гласит:
И я, Мудрец, провозглашаю величие Его красоты, чтобы устрашить и сбить с толку всех духов уничтожающих ангелов и незаконнорожденных духов, демонов, Лилит и тех, кто нападает внезапно, чтобы сбить с пути дух понимания и привести к опустошению их сердце.
Лилит часто называют первой феминисткой, потому что она отказалась подчиняться Адаму. История Мидраш гласит, что Адам хотел доминировать над Лилит и заставить ее всегда быть внизу во время их сексуального союза. Лилит, зная, что она равна Адаму, отказывается. Она произносит тайное имя Бога и улетает из Эдема на землю Нод (землю, которую находится к востоку от Эдема, где обитали все создания ночи).
Три ангела (названные Сеной, Сансеной и Семангелоф - из алфавита Мидраш Бен Сира) отправляются, чтобы забрать Лилит обратно в Эдем и подчинить Адаму. Когда Лилит отказывается, один из ангелов угрожает уничтожить ее. Будучи тем, кем она является, Лилит смеется и говорит ангелу, что он не может уничтожить ее, потому что она является неотъемлемой частью творения. Она заявляет, что если она будет уничтожена, то все остальное, кроме Бога, перестанет существовать. Ангелы не ожидали, что она будет спорить, но, поскольку она оказывается права, они оставляют ее на произвол судьбы и возвращаются к Богу с пустыми руками.
Когда Лилит не возвращается в Эдем, Бог создает Еву, удаляя ту часть Адама, которая является его женской стороной. Лилит узнает, что ее заменили, и приходит в такую ярость, что начинает эманировать младенцев-демонов. Она также клянется убить детей Адама. Бог отправляет трех ангелов обратно, и они начинают убивать потомство Лилит. В конце концов Лилит и ангелы приходят к своего рода перемирию, в котором они позволяют некоторым из детей Лилит жить, если она убьёт только тех детей Адама, которые не принимают Бога и беззащитны. Она также соглашается не причинять вреда никому, у кого из смертных в доме есть имя любого из трех ангелов. Талисманы часто изготавливались с любым из имен Сеноя, Сансеноя или Семангелофа на иврите.
Одна из версий этой истории рассказана в Мидраш под названием «Алфавит Бен Сира»:
Ангелы, отвечающие за медицину: Сеной, Сансеной и Семангелоф. Когда Бог создал Адама, который был один, Он сказал: «Нехорошо человеку быть одному». Он также создал женщину из земли, как он сам создал Адама, и назвал ее Лилит. Адам и Лилит немедленно начали драться. Она сказала: «Я не буду лежать внизу», а он сказал: «Я не буду лежать под тобой, а только сверху. Ибо ты годна только для того, чтобы быть в самом низу, а я должен быть наверху». Лилит ответила: «Мы равны друг другу, поскольку мы оба созданы из земли».
Но они не слушали друг друга. Когда Лилит увидела это, она произнесла Невыразимое Имя и улетела по воздуху. Адам молился перед своим Создателем: «Повелитель вселенной! - сказал он, - женщина, которую ты дал мне, сбежала». Сразу же Святой, будь Он благословен, послал этих трех ангелов, чтобы вернуть ее.
Святой сказал Адаму: «Если она согласится вернуться, то это будет хорошо. Если нет, она должна позволить сотне своих детей умирать каждый день». Ангелы оставили Бога и преследовали Лилит, которую они настигли посреди моря, в могучих водах, в которых египтянам было суждено утонуть. Они сказали ей слово Бога, но она не хотела возвращаться. Ангелы сказали: «Мы утопим тебя в море.
"Оставь меня!" сказала она. «Я была создана только для того, чтобы вызывать болезни у младенцев. Если младенец мужского пола, я господствую над ним в течение восьми дней после его рождения, а если ребенок женского пола - на протяжении двадцати дней».
Когда ангелы услышали слова Лилит, они настояли, чтобы она вернулась. Но она поклялась им именем живого и вечного Бога: «Каждый раз, когда я увижу вас, или ваши имена, или ваши изображения в амулете, я не буду иметь власти над этим младенцем». Она также согласилась с тем, чтобы каждый день умирали сто ее детей. Соответственно, каждый день погибает сто демонов, и по той же причине мы пишем имена ангелов на амулетах маленьких детей. Когда Лилит видит их имена, она вспоминает свою клятву, и ребенок выздоравливает.
В других Мидраш и в «Зохаре» Лилит ассоциируется с ночью и всем темным. В «Зохаре» говорится: «Она [Лилит] бродит по ночам, досаждая сыновьям человеческим и заставляя их осквернять себя». Рассказов о Лилит много, и в большинстве говорится, что она является супругой различных архидемонов (Самаэля, Белиала и Асмодея, это некоторые из их имён), а также супругой Бога-Отца, когда его партнер (Матронет - титул Элохим ) находится в изгнании из-за того, что сердца человечества обращаются к тьме. Несмотря на то, что таким образом она связана с несколькими разными существами, она наиболее тесно связана с Самаэлем. Мидраш под названием «Трактат о левой эманации», написанный в первой половине тринадцатого века, объясняет, что Лилит и Самаэль внутренне связаны таким же образом, как Адам и Ева. В тексте говорится: «Матрона Лилит - супруга Самаэля. Оба они родились в один и тот же час по образу Адама и Евы, переплетенных друг с другом».
Лилит также описывается как «золотой колокольчик», который беспокоит мужчин по ночам в «Бытие Раба» (сборник Мидраш о книге Бытия) 18: 4.
«Золотой колокольчик»… это она [Лилит] беспокоила меня всю ночь… Почему все другие сны не утомляют мужчину, а этот [сон о близости] действительно утомляет мужчину. Потому что с самого начала своего создания она была лишь во сне.
В оккультной литературе есть описания того, как мужчина может разорвать отношения с Лилит, чтобы она не принимала его семя ночью, и инструкции о том, как защитить от нее младенцев в кроватке. Археологи обнаружили чаши, которые ставили лицевой стороной вниз в углах еврейских домов. В чашах было написано постановление о разрыве с Лилит. Считалось, что ее дух окажется в ловушке под чашами и не сможет атаковать мужчин, живущих в домах. Есть даже миф, в котором Лилит - это дух смерти, который использовался во время египетских казней для убийства первенцев, которые были не защищены кровью ягненка на дверях.
Embracing Lilith. Mark H. Williams.
Перевод с английского: Katrina.