ИШТАР, АСТАРТА И ДРУГИЕ...
У восточных семитов слово «астар» означало богиня. У западных семитов имя Астарта было именем собственным определенной богини, а у южных – именем бога. Нарицательный характер слова «астар» способствовал поглощению образом восточно-семитской богини Эсдар (Иштар) множества шумерских и хурритских богинь. У хеттов и хуритов культ получил распространение с 2000 г. до н.э. Созвучие имени осталось в хеттском Аштарта, Ашерту. У динамичных скифов корень имени можно увидеть в Айст. В Сирии получает распространение имя Атаргатис (Atargatis), где Астарта сливается с Анат. На арамейском корень звучит Атарате, на армянском Астхик, на персидском Анахит, на староарабском Аттар. На севере Европы богиня известна под именами Ostare, Ostara, Eastre, Eostre. Истер (Easter) – богиня весны у кельтов. В азербайджанском языке есть термины "Bahar İstəri" (Весенний Истер, 21-22-го марта) и "Payız İstəri" (Осенний Истер, 23-го сентября).
X.Ранке отмечает, что в Ниневии Иштар почиталась как богиня войны, в Египте же она выступает как божество, помогающее больным. В подтверждение своего наблюдения ученый приводит два египетских памятника времени Нового царства. На одном из них изображен египтянин, молящийся о здравии богине Кадеш и богине Аштарте сирийской, на другом – также египтянин, молящийся о здравии богине Иштар. В представлении египтян, сирийская Аштарта и ниневийская Иштар – одна и та же богиня. Ей поклонялись в особом храме, в Мемфисе, о чем сообщает Геродот, называя богиню "чужеземной Афродитой".
Иштар (араб. عشتار Иштар; перс. ایشتار Истар; ивр. עשתרת Ашторет; др.-греч. Ἀστάρτῃ Астарта; также имена богинь отождествляемых с Иштар: Кадеш, Анунит, Нана, Инанна) – богиня плодородия и плотской любви, войны и распри.
На развитие образа богов большое влияние имеет созвучие со словами, не имеющими изначально отношения к этим богам. Например, имя Иштар может иметь следующее написание: "Иша торат" – "Женщина владычица" (западно-семитскую Астарту называют "Ашторет"). Вероятнее всего, здесь причина искажения имени заимствованной богини.
Как богиня любви и плодородия Иштар соответствует Афродите. И в то же время, Иштар, сравнима и с Артемидой "Artesh muth" – "Разрывание на куски + рушить" (греч. ἀρτᾰμέω "разрубать на части", "растерзывать"). В этой ипостаси Иштар – это разрывающая львица, богиня воительница. "Иша тар" – "женщина + рыскал по местности (метался)". Если учесть, что Богиня Артемида – это разрывающая медведица, то и здесь наблюдается аналогия. Черты богини Иштар свойственны и Богине Деве-воительнице Афине.
Совершенно ясно, что греческое Ύστέρα (матка), как и "истерия" происходит от грозной богини Аккада и Шумера – Иштар, которая несокрушима в битве из-за охватывающей её ярости. И вместе с тем, Иштар является и богиней материнства ("Иш тара" – "Зачинательница человека").
В универсальном образе богини содержались три главных формы или титула – царица, дева, мать. У аккадийцев и вавилонян Астарта называлась «самой старшей неба и земли», и являлась дочерью бога небес Анну. На территории Финикии Астарта почиталась как главное женское божество. Как «Божественная мать», дающая жизнь, Мать Природа, имеющая десять тысяч имён, у разных народов была связана с плодородием, отсюда почитание Астарты, как богини матери.
Астарта у финикийцев была связана с луной и Венерой. Под именем Астарты они представляли женщину с рогами, символизирующую полумесяц во время осеннего равноденствия, после поражения её мужа (Солнца), побеждённого принцем тьмы, и опустившегося в Аид через семь врат, к которым она спустилась на распростёртых крыльях. Астарта оплакивает потерю своего супруга Таммуза, аналогично, как и Изида, оплакивала своего супруга и брата Осириса.
На арамейском "женщина" – "иста", что отсылает нас к египетской богине любви, материнства и плодородия Изиде (егип. js.t, "Исет" – трон). Имя Изиды js.t вероятно и является этимологическим корнем к слову «астар» – богиня. Также немало египетских заимствований и в иконографии Иштар .
Кадеш – имя сирийской богини плодородия, одной из очень распространенных форм Астарты. Изображалась стоящей на льве, с цветами лотоса в одной руке и змеей – в другой. В позднее время культ Кадеш получил большое распространение и в Египте. Будучи отожествлена с Хатхор, богиня Кадеш составила триаду с Решефом (Решпу, ršр, «пламя») богом молнии и грозы, и сыном Мином, богом плодородия.
Лев, на котором стоит Иштар – также древний египетский символ.
Акер (егип. ȝkr) – одно из древнейших божеств Египта, бог земли и покровитель умерших в египетской мифологии. Львиный бог Акер был стражем горизонта, охраняющим врата входа солнца в подземный мир на западе, и врата через которые солнце выходило из Дуата на востоке. Два аспекта Акера изображались двумя львами, сидящими спиной друг к другу (иногда именуемыми sef и duau - "вчера" и "завтра"), с солнечным диском между ними. Этот иконографический образ, называется Рути (Rwty, «два льва»).
Акер выступает в качестве покровителя «духов земли» – змей. В повседневной жизни древних египтян Акер выполнял функцию защитника и оберега. Например, древние верили, что Акер защищает от змеиного укуса. Но вернёмся к Астарте.
Астарта держит в руках крестообразный жезл, обычный крест, и плачет стоя на лунном серпе. Христианская дева Мария очень часто представляется таким же образом, стоящей на луне, окружённой звёздами и оплакивающей своего сына. У финикийцев Астарта отождествлялась с «Утренней звездой» – Венерой, и рассматривалась ими, как вечерняя и утренняя путеводительница.
Укреплённая в виде статуи на носу корабля, Астарта сопутствовала мореплавателям. «Глаз своей богини-матери» нельзя было утратить в морском странствии. Эта традиция также была перенята у египтян, которые устанавливали на носу ладьи изображение богинь, носящих эпитет «солнечное око».
У сирийцев Астарот Гиеропольская полностью отождествлялась со сверкающей планетой и изображалась как величественная женщина, держащая в одной руке факел, а в другой – изогнутый жезл в форме креста ansata (анкх), соответствующей атрибуту египетской Изиды.
Вавилоняне также связывали Иштар с Венерой, которая была третьей в астральной триаде Солнце – Луна – Венера. Как вечерняя звезда, она олицетворяла Венеру, а как утренняя называлась Анунит – Люцифер.
Арамейские тексты из Верхнего Египта Астарту именуют Анат. До монотеистической реформы, она выступает в роли супруги Яхве, её культ существовал до VI века до н.э. В период эллинизма происходит полное слияние Анат и Астарты, где она начинает изображаться в виде обнажённой женщины с лилией или ужом (символом плодородия).
В XIII-XII веках до н.э. происходит миграция народов на Ближнем Востоке. Бел-Мардук становится главой пантеона богов. Правители Вавилона ставят цель перед жрецами получить новый космогонический свод «Энума Элиш», где обработанные старые мифы звучат по-иному. В этот период происходит низвержение женских богинь и их общее уменьшение роли с монополизацией власти бога Мардука. В вавилонской мифологии женские божества полностью обезличиваются. Они становятся придатками своих божественных мужей.
В период становления иудейского монотеизма ведётся борьба с пантеоном старых богов. Акт прямой антропоморфизации накладывал грубый отпечаток на форму культа Астарты (Иштар), что впоследствии привело к низвержению образа богини к чисто физиологической роли. В результате божественный брак царя и верховной жрицы в шумеро-аккадских городах, а позднее в ханаанских, повлёк за собой храмовую проституцию. Образ богини, дающей жизнь и любовь, трансформируется в образ покровительницы плотских утех. Как следствие, царь Иошияху разрушает алтари Астарты, воздвигнутые Соломоном, и запрещает культовые действа.
Тем более удивительно повсеместное распространение в Европе змеевиков с текстами-заклятьями к богине Астарте (Ύστέρα), вплоть до позднего средневековья. По поводу же метаморфозы богини Астарты в змеевидную форму, вполне вероятно, что это превращение произошло в эллинистический период Египта, когда отождествлялись и синкретизировались боги разных культов. Подобная метаморфоза произошла, к примеру, с Изидой, когда ее отождествили с богиней-змеёй Рененутет.
В египетской религии Рененутет (егип. rnnt, rnnwtt; греч. θερμουθις, Термутис, от θέρος, «урожай» и μούθ, «мать») – богиня плодородия, хранительница собранного урожая, мать бога зерна Непри. Рененутет дарует изобилие, удачу, богатство, счастье, помогает при родах.
Позже, когда богине-змее поклонялись по всей протяженности Нижнего Египта, Рененутет все чаще путают с другой богиней-змеей – Уаджит, богиней покровительницей Нижнего Египта, которая изображалась в виде кобры. В конце концов Рененутет отождествилась с Уаджит в качестве альтернативной формы.
Рененутет (рен-нутет) означает «дающая имя» (егип. rn, «рен» – имя). Но имя Рененутет можно прочесть и иначе, как ренен-утет, в связи с чем, смысл меняется на значение «кормящая змея». Как кормящая змея Рененутет изображалась, в частности, в изобразительном искусстве, как кобра, или женщина с головой кобры. Этот второй смысл понятия лег в основу рассмотрения ее как источника питания, как богини урожая; ее называли Богиней житниц, и Богиней плодородных полей.
Поэтому неудивительно отождествление Рененутет с другой богиней плодородия – Изидой (егип. is.t, «Исет»), которая, как и Рененутет, тоже была кормящей матерью. Отсюда и обобщенный змеиный образ Изиды, который легко мог повлиять на отождествляемых с ней богинь соседних народов, рассматриваемых в рамках этой статьи под объединенным именем «Истера» (Ύστέρα).
У восточных семитов слово «астар» означало богиня. У западных семитов имя Астарта было именем собственным определенной богини, а у южных – именем бога. Нарицательный характер слова «астар» способствовал поглощению образом восточно-семитской богини Эсдар (Иштар) множества шумерских и хурритских богинь. У хеттов и хуритов культ получил распространение с 2000 г. до н.э. Созвучие имени осталось в хеттском Аштарта, Ашерту. У динамичных скифов корень имени можно увидеть в Айст. В Сирии получает распространение имя Атаргатис (Atargatis), где Астарта сливается с Анат. На арамейском корень звучит Атарате, на армянском Астхик, на персидском Анахит, на староарабском Аттар. На севере Европы богиня известна под именами Ostare, Ostara, Eastre, Eostre. Истер (Easter) – богиня весны у кельтов. В азербайджанском языке есть термины "Bahar İstəri" (Весенний Истер, 21-22-го марта) и "Payız İstəri" (Осенний Истер, 23-го сентября).
X.Ранке отмечает, что в Ниневии Иштар почиталась как богиня войны, в Египте же она выступает как божество, помогающее больным. В подтверждение своего наблюдения ученый приводит два египетских памятника времени Нового царства. На одном из них изображен египтянин, молящийся о здравии богине Кадеш и богине Аштарте сирийской, на другом – также египтянин, молящийся о здравии богине Иштар. В представлении египтян, сирийская Аштарта и ниневийская Иштар – одна и та же богиня. Ей поклонялись в особом храме, в Мемфисе, о чем сообщает Геродот, называя богиню "чужеземной Афродитой".
Иштар (араб. عشتار Иштар; перс. ایشتار Истар; ивр. עשתרת Ашторет; др.-греч. Ἀστάρτῃ Астарта; также имена богинь отождествляемых с Иштар: Кадеш, Анунит, Нана, Инанна) – богиня плодородия и плотской любви, войны и распри.
На развитие образа богов большое влияние имеет созвучие со словами, не имеющими изначально отношения к этим богам. Например, имя Иштар может иметь следующее написание: "Иша торат" – "Женщина владычица" (западно-семитскую Астарту называют "Ашторет"). Вероятнее всего, здесь причина искажения имени заимствованной богини.
Как богиня любви и плодородия Иштар соответствует Афродите. И в то же время, Иштар, сравнима и с Артемидой "Artesh muth" – "Разрывание на куски + рушить" (греч. ἀρτᾰμέω "разрубать на части", "растерзывать"). В этой ипостаси Иштар – это разрывающая львица, богиня воительница. "Иша тар" – "женщина + рыскал по местности (метался)". Если учесть, что Богиня Артемида – это разрывающая медведица, то и здесь наблюдается аналогия. Черты богини Иштар свойственны и Богине Деве-воительнице Афине.
Совершенно ясно, что греческое Ύστέρα (матка), как и "истерия" происходит от грозной богини Аккада и Шумера – Иштар, которая несокрушима в битве из-за охватывающей её ярости. И вместе с тем, Иштар является и богиней материнства ("Иш тара" – "Зачинательница человека").
В универсальном образе богини содержались три главных формы или титула – царица, дева, мать. У аккадийцев и вавилонян Астарта называлась «самой старшей неба и земли», и являлась дочерью бога небес Анну. На территории Финикии Астарта почиталась как главное женское божество. Как «Божественная мать», дающая жизнь, Мать Природа, имеющая десять тысяч имён, у разных народов была связана с плодородием, отсюда почитание Астарты, как богини матери.
Астарта у финикийцев была связана с луной и Венерой. Под именем Астарты они представляли женщину с рогами, символизирующую полумесяц во время осеннего равноденствия, после поражения её мужа (Солнца), побеждённого принцем тьмы, и опустившегося в Аид через семь врат, к которым она спустилась на распростёртых крыльях. Астарта оплакивает потерю своего супруга Таммуза, аналогично, как и Изида, оплакивала своего супруга и брата Осириса.
На арамейском "женщина" – "иста", что отсылает нас к египетской богине любви, материнства и плодородия Изиде (егип. js.t, "Исет" – трон). Имя Изиды js.t вероятно и является этимологическим корнем к слову «астар» – богиня. Также немало египетских заимствований и в иконографии Иштар .
Кадеш – имя сирийской богини плодородия, одной из очень распространенных форм Астарты. Изображалась стоящей на льве, с цветами лотоса в одной руке и змеей – в другой. В позднее время культ Кадеш получил большое распространение и в Египте. Будучи отожествлена с Хатхор, богиня Кадеш составила триаду с Решефом (Решпу, ršр, «пламя») богом молнии и грозы, и сыном Мином, богом плодородия.
Лев, на котором стоит Иштар – также древний египетский символ.
Акер (егип. ȝkr) – одно из древнейших божеств Египта, бог земли и покровитель умерших в египетской мифологии. Львиный бог Акер был стражем горизонта, охраняющим врата входа солнца в подземный мир на западе, и врата через которые солнце выходило из Дуата на востоке. Два аспекта Акера изображались двумя львами, сидящими спиной друг к другу (иногда именуемыми sef и duau - "вчера" и "завтра"), с солнечным диском между ними. Этот иконографический образ, называется Рути (Rwty, «два льва»).
Акер выступает в качестве покровителя «духов земли» – змей. В повседневной жизни древних египтян Акер выполнял функцию защитника и оберега. Например, древние верили, что Акер защищает от змеиного укуса. Но вернёмся к Астарте.
Астарта держит в руках крестообразный жезл, обычный крест, и плачет стоя на лунном серпе. Христианская дева Мария очень часто представляется таким же образом, стоящей на луне, окружённой звёздами и оплакивающей своего сына. У финикийцев Астарта отождествлялась с «Утренней звездой» – Венерой, и рассматривалась ими, как вечерняя и утренняя путеводительница.
Укреплённая в виде статуи на носу корабля, Астарта сопутствовала мореплавателям. «Глаз своей богини-матери» нельзя было утратить в морском странствии. Эта традиция также была перенята у египтян, которые устанавливали на носу ладьи изображение богинь, носящих эпитет «солнечное око».
У сирийцев Астарот Гиеропольская полностью отождествлялась со сверкающей планетой и изображалась как величественная женщина, держащая в одной руке факел, а в другой – изогнутый жезл в форме креста ansata (анкх), соответствующей атрибуту египетской Изиды.
Вавилоняне также связывали Иштар с Венерой, которая была третьей в астральной триаде Солнце – Луна – Венера. Как вечерняя звезда, она олицетворяла Венеру, а как утренняя называлась Анунит – Люцифер.
Арамейские тексты из Верхнего Египта Астарту именуют Анат. До монотеистической реформы, она выступает в роли супруги Яхве, её культ существовал до VI века до н.э. В период эллинизма происходит полное слияние Анат и Астарты, где она начинает изображаться в виде обнажённой женщины с лилией или ужом (символом плодородия).
В XIII-XII веках до н.э. происходит миграция народов на Ближнем Востоке. Бел-Мардук становится главой пантеона богов. Правители Вавилона ставят цель перед жрецами получить новый космогонический свод «Энума Элиш», где обработанные старые мифы звучат по-иному. В этот период происходит низвержение женских богинь и их общее уменьшение роли с монополизацией власти бога Мардука. В вавилонской мифологии женские божества полностью обезличиваются. Они становятся придатками своих божественных мужей.
В период становления иудейского монотеизма ведётся борьба с пантеоном старых богов. Акт прямой антропоморфизации накладывал грубый отпечаток на форму культа Астарты (Иштар), что впоследствии привело к низвержению образа богини к чисто физиологической роли. В результате божественный брак царя и верховной жрицы в шумеро-аккадских городах, а позднее в ханаанских, повлёк за собой храмовую проституцию. Образ богини, дающей жизнь и любовь, трансформируется в образ покровительницы плотских утех. Как следствие, царь Иошияху разрушает алтари Астарты, воздвигнутые Соломоном, и запрещает культовые действа.
Тем более удивительно повсеместное распространение в Европе змеевиков с текстами-заклятьями к богине Астарте (Ύστέρα), вплоть до позднего средневековья. По поводу же метаморфозы богини Астарты в змеевидную форму, вполне вероятно, что это превращение произошло в эллинистический период Египта, когда отождествлялись и синкретизировались боги разных культов. Подобная метаморфоза произошла, к примеру, с Изидой, когда ее отождествили с богиней-змеёй Рененутет.
В египетской религии Рененутет (егип. rnnt, rnnwtt; греч. θερμουθις, Термутис, от θέρος, «урожай» и μούθ, «мать») – богиня плодородия, хранительница собранного урожая, мать бога зерна Непри. Рененутет дарует изобилие, удачу, богатство, счастье, помогает при родах.
Позже, когда богине-змее поклонялись по всей протяженности Нижнего Египта, Рененутет все чаще путают с другой богиней-змеей – Уаджит, богиней покровительницей Нижнего Египта, которая изображалась в виде кобры. В конце концов Рененутет отождествилась с Уаджит в качестве альтернативной формы.
Рененутет (рен-нутет) означает «дающая имя» (егип. rn, «рен» – имя). Но имя Рененутет можно прочесть и иначе, как ренен-утет, в связи с чем, смысл меняется на значение «кормящая змея». Как кормящая змея Рененутет изображалась, в частности, в изобразительном искусстве, как кобра, или женщина с головой кобры. Этот второй смысл понятия лег в основу рассмотрения ее как источника питания, как богини урожая; ее называли Богиней житниц, и Богиней плодородных полей.
Поэтому неудивительно отождествление Рененутет с другой богиней плодородия – Изидой (егип. is.t, «Исет»), которая, как и Рененутет, тоже была кормящей матерью. Отсюда и обобщенный змеиный образ Изиды, который легко мог повлиять на отождествляемых с ней богинь соседних народов, рассматриваемых в рамках этой статьи под объединенным именем «Истера» (Ύστέρα).