Похоронный ритуал в Древнем Египте.
Египетский похоронный ритуал всегда вызывал настолько большой интерес, что существует масса литературы по этому вопросу. Однако всегда следует помнить, что сложная мумификация, роскошно отделанные гробы и настенные росписи и рельефы гробниц имели отношение только к власть имущим. Бедных людей хоронили в песке, поставив рядом несколько сосудов с едой и питьем. Вообще-то нельзя с уверенностью утверждать, что бедняков обязательно хоронили. Скорее всего, считалось, что у них не будет новой жизни, и их тела просто сбрасывали в реку или оставляли в пустыне. И не без оснований животные и птицы, питающиеся падалью, – стервятники, крокодилы и шакалы – были обожествлены.
Тщательно разработанный похоронный ритуал, заупокойные храмы и жрецы первоначально имели отношение только к фараону. И только когда началась демократизация религии, высшая знать позаимствовала царский ритуал. Спустя какое-то время люди, занимавшие более низкое положение, тоже начали соблюдать похоронный ритуал, правда, с некоторыми изменениями, в зависимости от имевшихся у них средств. В конечном итоге каждый, кто был в состоянии сделать гробницу, отождествлялся с Осирисом, и семья хоронила покойного с соблюдением всех ритуалов Осириса, которые могла себе позволить.
Мумификация появилась в Египте в период правления III династии, в тот самый период, когда был введен культ солнца, стали использовать камни для возведения больших строений, строить пирамиды для царей и мастабы для высшей знати. Как до сих пор не известно, было ли все это связано между собой, так и не понятен источник этих нововведений.
Процесс мумифицирования описывался со всеми подробностями настолько часто, что, думаю, будет вполне достаточно обрисовать его вкратце. У первых мумий удаляли внутренние органы (оставляя мозг) и заполняли полость пряностями и смолой.
Затем тело оборачивали тонкой материей, иногда на лицо надевали позолоченную гипсовую маску и укладывали в деревянный гроб.
После многочисленных церемоний гроб опускали в погребальную камеру, выдолбленную в известковой глине, лежащей под слоем песка. Если использовался каменный саркофаг, то сначала его опускали в погребальную камеру, а затем в него уже опускался деревянный гроб. Внутренние органы бальзамировали отдельно, оборачивали тканью и помещали в коробку с четырьмя отделениями или в четыре сосуда, так называемые канопы. Канопы или коробку, в зависимости от того, куда укладывали внутренние органы, ставили рядом с гробом в погребальной камере.
В период Среднего царства процесс бальзамирования людей, не занимавших высокого положения, был несколько проще. Удаленные внутренние органы и мозг вместе с телом опускали в едкий натр или в солевой раствор.
По-прежнему для бальзамирования использовали пряности и смолу, но только для представителей высшего сословия. Тело укладывали в саркофаг в виде человеческой фигуры, который, в свою очередь, опускали в деревянный гроб, разрисованный изнутри и снаружи молитвами, заговорами и изображениями личной собственности умершего. Во многих гробницах были найдены деревянные фигурки слуг. Хотя они не отличаются изяществом и грубо раскрашены, но в них есть то, что называется «душа», не говоря уже об индивидуальности. При раскопках найдены статуэтки умершего в виде мумий периода Среднего царства. Эти фигурки жалкое подобие прекрасных статуй Ка умершего времен Древнего царства.
В период Нового царства (1738–1102 до н. э.) произошли большие изменения в способах мумификации и в погребальном ритуале. «Похоронный ритуал Новой империи полностью отличается от похоронного ритуала Среднего царства. Период гиксосов препятствовал даже развитию египетских погребальных церемоний, и предметы, помещавшиеся с умершим, по большей части отличались по форме, стилю и материалам от использовавшихся в Среднем царстве».
Два важнейших изменения связаны с канопами и статуэтками умершего в виде мумий. В период Древнего царства канопы закрывались обычными крышками; в период Среднего царства на крышках появились изображения человеческих голов, по всей видимости, это были портреты умершего; в период Нового царства на крышках каноп изображались головы четырех богов – сыновей Хора: Хапи, имеющего голову павиана; Дуамутеф с головой шакала; Кебексенуф с головой сокола и Имеет с человеческой головой.
Египетский похоронный ритуал всегда вызывал настолько большой интерес, что существует масса литературы по этому вопросу. Однако всегда следует помнить, что сложная мумификация, роскошно отделанные гробы и настенные росписи и рельефы гробниц имели отношение только к власть имущим. Бедных людей хоронили в песке, поставив рядом несколько сосудов с едой и питьем. Вообще-то нельзя с уверенностью утверждать, что бедняков обязательно хоронили. Скорее всего, считалось, что у них не будет новой жизни, и их тела просто сбрасывали в реку или оставляли в пустыне. И не без оснований животные и птицы, питающиеся падалью, – стервятники, крокодилы и шакалы – были обожествлены.
Тщательно разработанный похоронный ритуал, заупокойные храмы и жрецы первоначально имели отношение только к фараону. И только когда началась демократизация религии, высшая знать позаимствовала царский ритуал. Спустя какое-то время люди, занимавшие более низкое положение, тоже начали соблюдать похоронный ритуал, правда, с некоторыми изменениями, в зависимости от имевшихся у них средств. В конечном итоге каждый, кто был в состоянии сделать гробницу, отождествлялся с Осирисом, и семья хоронила покойного с соблюдением всех ритуалов Осириса, которые могла себе позволить.
Мумификация появилась в Египте в период правления III династии, в тот самый период, когда был введен культ солнца, стали использовать камни для возведения больших строений, строить пирамиды для царей и мастабы для высшей знати. Как до сих пор не известно, было ли все это связано между собой, так и не понятен источник этих нововведений.
Процесс мумифицирования описывался со всеми подробностями настолько часто, что, думаю, будет вполне достаточно обрисовать его вкратце. У первых мумий удаляли внутренние органы (оставляя мозг) и заполняли полость пряностями и смолой.
Затем тело оборачивали тонкой материей, иногда на лицо надевали позолоченную гипсовую маску и укладывали в деревянный гроб.
После многочисленных церемоний гроб опускали в погребальную камеру, выдолбленную в известковой глине, лежащей под слоем песка. Если использовался каменный саркофаг, то сначала его опускали в погребальную камеру, а затем в него уже опускался деревянный гроб. Внутренние органы бальзамировали отдельно, оборачивали тканью и помещали в коробку с четырьмя отделениями или в четыре сосуда, так называемые канопы. Канопы или коробку, в зависимости от того, куда укладывали внутренние органы, ставили рядом с гробом в погребальной камере.
В период Среднего царства процесс бальзамирования людей, не занимавших высокого положения, был несколько проще. Удаленные внутренние органы и мозг вместе с телом опускали в едкий натр или в солевой раствор.
По-прежнему для бальзамирования использовали пряности и смолу, но только для представителей высшего сословия. Тело укладывали в саркофаг в виде человеческой фигуры, который, в свою очередь, опускали в деревянный гроб, разрисованный изнутри и снаружи молитвами, заговорами и изображениями личной собственности умершего. Во многих гробницах были найдены деревянные фигурки слуг. Хотя они не отличаются изяществом и грубо раскрашены, но в них есть то, что называется «душа», не говоря уже об индивидуальности. При раскопках найдены статуэтки умершего в виде мумий периода Среднего царства. Эти фигурки жалкое подобие прекрасных статуй Ка умершего времен Древнего царства.
В период Нового царства (1738–1102 до н. э.) произошли большие изменения в способах мумификации и в погребальном ритуале. «Похоронный ритуал Новой империи полностью отличается от похоронного ритуала Среднего царства. Период гиксосов препятствовал даже развитию египетских погребальных церемоний, и предметы, помещавшиеся с умершим, по большей части отличались по форме, стилю и материалам от использовавшихся в Среднем царстве».
Два важнейших изменения связаны с канопами и статуэтками умершего в виде мумий. В период Древнего царства канопы закрывались обычными крышками; в период Среднего царства на крышках появились изображения человеческих голов, по всей видимости, это были портреты умершего; в период Нового царства на крышках каноп изображались головы четырех богов – сыновей Хора: Хапи, имеющего голову павиана; Дуамутеф с головой шакала; Кебексенуф с головой сокола и Имеет с человеческой головой.