Каббалистический взгляд на зло.
Каков же каббалистический взгляд на зло? Давайте сначала ещё раз вернёмся к тем представлениям, о которых я говорил ранее, и сравним их с каббалистическим взглядом на зло.
Позитивное зло.
Кажется, что каббалисты, хотя бы отчасти, согласны с тем, что зло существует, хотя бы как потенциал в Боге. Это зло актуализируется только через грехи человека. Большинство каббалистов считает зло качеством Бога, но таким качеством, которое не является злым фактически, если оно находится в гармонии с другими его аспектами. Зло — ограничивающий и осуждающий аспект Бога, выраженный в сефире Гебура или Дин. Вопрос в том, зло ли это, если оно существует в рамках божественного единства. В любом случае, это существующее качество, и его можно отнести в категорию позитивного зла. Более того, зло иногда интерпретируется как независимая сущность, Сатана или Самаэль, которое соотносится со сефирой Гебура и становится истинно злым только тогда, когда отпадает от божественного порядка. Однако с точки зрения человечества не важно, гневается ли Сатана с позволения Бога или сам по себе. Об этом каббалисты говорят, что Бог наказывает за грех, и таким образом он обеспечивает устойчивость изначального порядка творения. Теории о бездумном свете Айн Соф радикализируют зло. Эта сила столь же сильна, как и Творец, но противостоит творению. Сама сила не зла, но просто желает оставаться внутри себя. С точки зрения творения, эта сила выглядит как абсолютное зло, которое творит злые миры на "другой стороне" (Ситра Ахра).Негативное зло.
Учение об эманациях делает возможным рассматривать зло как обладающее негативным бытием. Иногда зло объясняется как последнее звено в цепи творения, а корень зла относится к последней сефире, Малкут. Человек даёт злу жизнь, игнорируя положительное добро Бога в более высоких сефирот, он отворачивается от Бога, чтобы жить в грехе. Тем не менее, каббалисты с трудом могут избежать того, чтобы дать злу атрибуты или имена.Необходимое зло.
Мысль о необходимом зле характерна для каббалистов. Наказывающая часть Бога — необходимое зло, исправляющее творение. Когда этот аспект становится слишком сильным и независимым, он действует в качестве Ада, наказывающего грешников. Эта сторона обретает независимость и из-за греховных деяний человека. Теории об уничтоженных мирах равви Исаака ха-Коэна говорят о том, что зло и беззаконие необходимы, чтобы человек по собственной воле мог выбирать доброе и благочестивое.Ненужное зло.
Обычно в каббале у зла есть некая функция. Значит, каббалисты могли рассматривать иное зло только как бессмысленные отходы, экскременты творения, отвергнутые при рождении мира.Дуалистический подход.
Самый распространённый каббалистический взгляд состоит в том, что изначально зло существовало в виде потенциальной возможности внутри единства Бога, но по разным причинам отделилось и стало независимым принципом. Здесь монистический подход объединяется с дуалистическим. В некоторых случаях зло изначально обладает независимым существованием в виде Сатаны или Самаэля, но действует в соответствии с волей Бога. Противоречие между сефирот Хесед и Гебура, между Ситра Ахра и Ситра ха-Кедуша говорит о дуализме каббалы. Одним из сторонников дуалистического подхода бы равви Исаак ха-Коэн. Он рассматривает противоположные пары, такие как Лилит и Самаэль, в качестве тёмных вариантов Адама и Евы. Исследователь каббалы Иосиф Дан пишет:"Концепция двух систем божественных эманаций равви Исаака, где эманации во многом схожи, но одна добра, а другая зла, — не самостоятельная идея, но неотъемлемая часть мифологического мировоззрения, предполагающего, что мир управляется противостоянием между парами схожей структуры, но разной направленности".
Эта мысль была далее разработана Шаббатаем Цви и Натаном из Газы, которые утверждали, что двойственная природа уже была в Айн Соф. Такое мнение может послужить аргументом против дуалистического подхода.
Монистический подход.
Хотя добро и зло противопоставлены, некоторые каббалисты считали, что противостояние происходит внутри божественного единства. Ситра Ахра и клифот сравниваются с Гебура и судящей стороной Бога, где зло — часть системы, установленной Богом, и, соответственно, Бог остаётся его источником. Такое мнение часто встречается, если действия человека считаются источником зла. Если человек грешит, то результатом является появление зла. Зло — часть сущности Бога и творения. Дуалистический и монистический подходы объединяются, как пишет Шолем:"Хотя метафизическая основа добра и зла находится природе деятельности Бога как Творца, их бытие потенциально, а не реально, они становятся реальными только благодаря выбору человека и его действиям".
Зло как материя.
Иногда каббалисты рассматривают зло как последнюю и самую несовершенную часть творения. Зло — эквивалент грубого материального мира, который является просто оболочками без духовного содержания. Клифот — это материя без духа, а зло просто негативно по отношению к позитивным атрибутам Бога. Каббалисты описывают, что Адам получил материальное тело из-за ошибочных действий, которые в результате привели к смешению нижнего мира, Ассия, и клифот. Однако, большинство каббалистических писателей считает, что зло существует в виде духовного принципа. Материя может быть конечным результатом, но не самим злом.Зло как духовный принцип.
Корень зла можно найти внутри Бога и творения, но только как необходимый ограничивающий принцип и потенциал. Большинство каббалистов согласно в том, что зло существует на духовном уровне. Некоторые рассматривают зло как нечестивые действия человека, но большинство считает, что существуют злые духовные существа, и что зло обладает независимым существованием на нематериальном уровне. Работы Шаббатая Цви о левом и бездумном свете предполагают, что корень зла находится на духовном уровне.Личное зло.
Большинство каббалистов считает, что у зла есть реальный представитель в виде Сатаны, Самаэля, Лилит или других демонических существ.Безличное зло.
Существует тенденция к рассмотрению зла в качестве безличных оболочек, которые обретают жизнь из-за греховных действий человека. Теоретическая каббала применяет философский подход к природе зла и придаёт ему более безличную суть, в то время как практическая каббала основана на магическом мировоззрении, в котором демоны обладают личным бытием.Комплементарное зло.
У зла по отношению к добру, с монистической точки зрения, есть дополняющая функция. Гебура и Хесед уравновешивают друг друга, а Хесед, сефира милосердия и добра, должна уравновешиваться жестокостью и потенциальным злом Гебура. Альтернативные мнения придают злу независимость, но зло в любом случае будет побеждено в последние дни, когда победит добро.