Архетип Рака.
(Луна, планета души).
Прообраз бессмертия и вечного материнства.
Когда после архетипа Солнца мы переходим к мифологеме Луны, может показаться, что мы нарушаем хронологическую последовательность мифологического развития: от сверкающей цивилизации мы вновь возвращаемся к далекому прошлому. Луна покровительствует миру животных — как римская охотница-Диана или греческая Артемида, бегающая по лесистым холмам с луком и стрелами, избегая шумных городов. Некогда она испросила разрешение Зевса покинуть общество богов, и царь богов позволил ей это. Наверное, у него были на то основания!
Для чего же человек, доказавший свой разум и независимость от природы, обращается к животному миру? Прежде всего, качества животных дают ему возможность определить и понять самого себя. Самообозначение, которым заведует предыдущий архетип, развило в человеке его способность к символическому мышлению настолько, что он стал мыслить себя не только через простые образы мира (разжигаемый им костер), но и через более сложные символы зверей. Эту — удивительнейшую! — способность к самоотождествлению иллюстрируют тотемы древнейших людей и современных примитивных племен (а также поведение детей: “Я — зайчик! Нет, я — зайчик!”). Через черты животных люди осознают себя и отличают своё племя от другого, а потом, находя в звере своего личного покровителя, пытаются определить и запомнить свою собственную суть. И это закладывает первые основы понятия своей души. Эта традиция оказалась настолько стойкой, что до сих пор мы изучаем душу через образы “зверинца” — Зодиака, где образ Рака говорит нам о стремлении скрыться в свой панцирь: уйти от внешнего мира — во внутренний.
Тотемизму — 150-100 тыс. лет. Он возник позднее первой символики, и, значит, порядок архетипов не нарушен. Археологические данные указывают на заботу об убитом звере и желание, чтобы он родился вновь и дал себя убить и съесть. Это соответствует тому, что в астрологии Луна заведует пищеварением: как ни странно, путь к душе лежит через желудок! Поведение дикарей говорит о том, что потом люди просят прощение у зверя за то, что они его едят, а с течением времени люди отождествляют себя с животными настолько, что съедать зверя-тотем становится запрещено.
Первоначально среди тотемов почитались большие и сильные звери, которые могли являть образ опоры существования и хозяев территории. Мы уже упоминали про медведя, но возможно, что некогда люди поклонялось и более древним животным — бизону и мамонту, которых они употребляли в пищу и которые исчезли ещё до того, как люди стали фиксировать свои мысли в форме, доступной современному уму. В своих мифах человечество сохранило образы первобытных чудовищ, некогда существовавших на Земле: так, по гипотезе мифолога Б. Рыбакова русские сказочные образы — Чудо-Юдо или Змей Горы- ныч — ведут начало от мамонта. И в мифах Земля неслучайно стоит на трёх слонах.
Кроме животных (а также и растений), которые шли в пищу, человечество делало своими племенными богами зверей и птиц, обладавших близкими и понятными ему характеристиками, которые выражали его способ приспособления к жизни. Как мы уже говорили, племя могло считать своим родоначальником ворона, храня бессознательную память о том, что люди до того, как они научились охотиться, питались падалью, как эта птица; а потом, продолжая эту логику, приписать ему изобретение лука и стрел.
Когда общественные традиции перекрыли подражание природе, предков-животных сменили боги-люди: но ещё в мифологии цивилизованного Египта мы находим шака- ла-Анубиса, сокола-Гора, зайца-Тота, львицу-Сехмет, скорпиона-Серкет. Почему же именно в животных человек поначалу узнал себя и не торопился терять веру во всемогущество их образов, даже когда они уже перестали обозначать прежних хозяев его территории и его пищу, а приобрели космический смысл глобальных явлений, богов, светил (Гор-Солнце, Тот-Луна)? Прежде всего потому, что большую часть своей истории он не отделял себя от них, и действительно мог научиться есть падаль у ворона. А ещё потому, что в животных конкретные качества, приспосабливающие их к жизни, выделены ярко; в человеке столь ярко видна лишь его абстрактно-подражательная способность разума.
Физиолог Павлов исследовал темпераменты людей на примере собак, и поведение всех высокоразвитых животных многое добавляет к пониманию того, как устроена наша человеческая жизнь и социальное взаимодействие. Пожалуй, нет такой модели поведения, распределения семейных и общественных ролей, аналога которой мы бы не нашли в животном мире. Эти роли исполняются сталь скрупулезно и аккуратно, что человеку до животных далеко. Одно только совершенство их передвижения стало основой китайских единоборств. Возможно, мир зверей скрывает многие секреты, уже забытые или ещё непонятые цивилизованным человеком.
Животные изначально являются целостными царями природы — а человек лишь стремится стать таковым. Он достигает своего идеала, лишь будучи царём своего солнечного разума, способного символически отождествиться со всей Вселенной. Эту способность можно считать основой человеческой души. Мы привыкли считать свою душу более природной, чем разум — животной, но у животных такой способности нет. Если говорить о душе, как о чем-то определенном, имеющем свою индивидуальную структуру и механизмы действия (что мы сегодня обычно называем психикой), она сформировалась позже разума; поскольку же она является всего лишь отражением вечных форм мира и его законов, она и сама вечна.
Как и разум, который в большей степени служил коллективным, а не личным целям выживания, душа поначалу была достоянием не отдельного человека, а группы первобытных людей. Тотем символизировал единство этой группы и развивал веру в глубокое тождество всех членов первобытной общины. Из этого тождества проистекает образ перерождения людей в рамках рода, ставший глубоко укорененной в нашем сознании идеей перерождения души. Захоронения неандертальцев, которые снабжали покойников орудиями и пищей, показывают, что человек готовился продолжить жизнь после смерти уже 60 тыс. лет назад. Но ярче всего о вере в перерождение свидетельствуют захоронения в скорченной позе новорожденного младенца, уже упомянутые нами при описании астрологической эры Рака.
Сначала, как мы говорили, желание перерождения проецировалось на вкусных животных: именно они должны были жить вечно ради блага людей. После того как люди отождествили себя с животными предками, оно перешло на человека. И до сих пор у примитивных народов душа деда, доблестно завершившего свой жизненный путь, переселяется в его беспомощного внука, и это служит гарантией того, что достоинства предка в роду не будут утрачены. Так возникает понятие души в отличие от тела, и идея перерождения в своем роду (Рак) поддерживает веру людей в загробную жизнь (Скорпион), некогда родившуюся из обряда похорон. Так третий знак стихии воды продолжает тему рождения и смерти.
И когда люди стали искать во внешнем мире подтверждение идеи перерождения, что могло стать лучшим символом этого, чем Луна, которая на глазах человека таяла, ветшала, умирала, на три дня исчезала с небосвода — и вновь рождалась и росла, полностью восстанавливая свой блеск? Тысячи лет Луна рождала в человеческом уме мысль о тленности и одновременно бессмертии всего живого. На всех концах земного шара мифы о бессмертии связаны с Луной: так, в африканских или индейских мифах Месяц посылает животных сообщить людям весть о том, что они будут умирать и перерождаться, подобно ему. И это проецируется на более современное представление о бессмертии души: не только всеобщей души людей, но и души отдельного человека. Но, как мы уже сказали, возникло оно гораздо раньше, чем было зафиксировано в мифах.
Понятие своей души начало формироваться, когда тотем заставил отличать свою группу от других — по сути считать других людей принципиально иными созданиями. Это ограничило жизнь рамками своего рода. Единство традиций способствовало дальнейшей индивидуализации рода и семьи — которая потом, в цивилизованной культуре привела к понятию индивидуальной души человека.
Узкие рамки рода — своих предков и территории — во все времена служили стимулом к развитию самоопределения и памяти о прошлом. Мы уже говорили об этом, и мифологический архетип Луны, отражающий эпоху, когда человечество оглянулось на животных, чтобы осознать пройденный путь, возвращает нас к понятиям знака Козерога. Но как мы видели на примере Матери вод (Рыбы) и Матери-Земли (Дева) — или Неба (Водолей) и Солнца (Лев), связанных образом света, предвидения и всеохвата реальности,— противоположные знаки в системе Зодиака объединяет общая идея. Для Рака и Козерога это идея памяти: самоопределения в истории и во времени. Рак пятится назад: архетип души возвращает нас к истоку эволюции. Как реальное животное, первым выползающее из воды на сушу, рак, подобно мифическому Козерогу, олицетворяет идею развития земной жизни во времени. А идею времени с древности символизировала Луна.
С самого начала человеческой истории Луна, менявшая свои фазы, служила первым, естественным мерилом времени для людей. Этот факт доносит до нас и язык: русское слово “месяц” родственно слову “мерить” и обозначает оно как Луну, так и период времени. В мифах боги Луны — семитский Син, шумерский Нанна — заведуют счетом дней: который потом становится основой знания как такового. Неслучайно и египетский бог счёта и письма Тот первоначально был лунным богом: он сменил в этой роли божественного Зайца, скакавшего по небу, подобно Месяцу. Фиксация времени обращает людей к осмыслению и закреплению в памяти прежней истории и способствует развитию лунарных культов.
Астрологи, как и поэты, ставят знак равенства между двумя понятиями: Луна — и душа. С разных сторон обращаясь к архетипу Луны, мы всё более убеждаемся в том, что это правомерно. Не только потому, что Луна оказывает физическое влияние на жидкости организма человека и в связи с этим на его эмоции и психосоматику: подобно тому, как она влияет на приливы и отливы или рост растений. А ещё и потому, что душа — это запись всей истории человечества, невидимая эмоциональная память времён, которая есть в каждом. Душа человека соткана из памяти архетипов. Научиться рационально фиксировать и воспроизводить эту память человечеству некогда помогло ночное светило. Именно поэтому оно сегодня управляет душой в сфере символов.
Загадка возникновения архетипов кроется в энергии, дающей жизнь: энергии Солнца. В мифах Луна замещает Солнце на небе ночью, когда светило нисходит в подземный мир, а днём светит миру иному. Подобно этому, память освещает для нас невидимую, эфемерную, потустороннюю реальность души: она делает её сравнимой с объективностью жизни. Для человека внешний и внутренний мир почти равны друг другу по значимости — как в мифах равны светила, предстающие перед нами как брат и сестра. Внутренний мир не обладает видимым бытием, он есть лишь отражение внешнего, подобно тому, как Луна светит отражённым светом Солнца. Но в нём, как и в пра-образе Луны, проявлена та непрерывность существования, которой лишены видимые объекты.
Дополняя друг друга, Солнце и Луна в мифах часто выступают как муж и жена. В индоевропейской традиции постоянство Солнца сначала соотносилось с женским образом, а изменчивость Луны — с мужским: здесь молодец Месяц изменяет своей супруге — Солнцу с Утренней Зарей (или Утренней Звездой, т.е. Венерой). Но таинственность ночи и загадочная природа меняющего свой лик светила, влияющего на нашу эмоциональную природу, связали образ Луны с идеалом женственности. Женский образ Луны дополняет собою мужской разум Солнца, что отражает миф американских индейцев, согласно которому создатель в конце творения превратил самого красивого мужчину — в Солнце, а самую красивую женщину — в Луну.
Романтический свет Луны в ночи ассоциируется с миром снов и грёз — и тем сиянием, которое рождается и снова гаснет в черной пустоте внутреннего мира человека Мы сегодня знаем тайну фаз Луны. Но её светлый и изменчивый лик до сих пор воспринимается загадочным, подобно неуловимому женскому началу. Наша душа хранит в себе тайну вечной жизни, недоступную мужскому рациональному уму. Но на темном небе Луна одинока, и мы видим на её лице не радость, а печаль. Так и душа человека отвергает личное земное — мужское — бессмертие: ведь он будет в нем одинок.
Рождение из полной Луны маленького Месяца ассоциируется у древних не столько с самовозрождением, сколько с женским понятием материнства, обеспечивающего преемственность жизни. Луна предстает покровительницей процесса рождения детей. И роль родовспомогатель- ницы у греческой Артемиды или индейской Луны Иш-Чель показывает возникший контроль над животным процессом рождения в рамках цивилизации. Раннеземледельческие фигурки рождающей богини, или матери, обнимающей своего малыша, или богини, кормящей грудью дете- ныша-леопарда — древнего бога охоты — уже указывают на внимание к этому наиболее сокровенному процессу.