Обычаи кельтов: приближается Новый год! Остара! Эостре! Навруз! Комоедица! Равноденствие...
Первый блин комом - так говорили в Комоедцу (Масленицу), жертвуя первый блин усопшим предкам.
Mean Earraigh – весенний праздник Колеса года, середина весны, праздник равновесия, когда день по длительности равен ночи, приходится на весеннее равноденствие 20-21 марта. Нет никаких данных, что весеннее равноденствие (так же как равноденствие осеннее и оба солнцестояния, т.е. фиксированный «крест» Колеса) праздновались кельтами. Однако, поскольку кельты пользовались солнечно-лунным календарем, не вызывает сомнений, что эти годовые точки были им известны.
Название Остара связывают с германской или англо-германской богиней Эостре (Истре), о чем нас уведомляет Беда Достопочтенный в книге «De Ratione Tmporum» - он первым заявил, что христианская пасха (Easter) была названа в честь неё. Ларри Бэмлер пишет, что богиня, известная как Остаре, Остара, Остерн, Эостра, Эостре, Эостур, Эастра, Эастур, Аустрон, Аусос, была богиней рассвета и плодородия у северных европейских народов, и ее имя происходит от архаичного слова, обозначающего весну – «eastre». Считается, что ее имя имеет общие корни с именами Астреи, Астарты, Астхик (Армения), Атаргатис, Иштар, Ашторет и Эос., таким образом получая ассоциации с утренней зарёй, восточным направлением, началом и «утренней звездой» - планетой Венера. Кроме того, у народов средиземноморского региона на весеннее равноденствие приходились торжества, связанные с воскрешением и/или возвращением в мир живых мужчин-спутников богинь-матерей: Аттиса, Адониса, Астара, Таммуза-Думузи (в последнем случае – более поздний цикл мифов) и т.п., что также обозначало весеннее оживление природы.
Праздник связан с весной, пробуждением земли, первыми травами и цветами, первым сокодвижением деревьев, первыми ростками на полях, началом сельскохозяйственных работ – в зависимости от климатической зоны. Вероятнее всего Остара – это богиня земли и растений, земного плодородия, семян, ростков и роста вообще, богиня календарная – отмечающая своим появлением начало сельскохозяйственных работ. Она мало связана с человеческим плодородием – по большей части с земным, что хорошо прослеживается в сохранившихся обрядах: почти не осталось обычаев, связанных с плодородием людей и животных, но очень много – связанных с растениями, с ритуальным возвращением плодородия деревьям и полям. Людей и животных в этот календарный период преимущественно очищали от «скверны зимы», от дыхания смерти, которое могло их коснуться, пока зима правила миром (дымом, прыжками через огонь, метанием огненных стрел, огненными кругами и колёсами, обливанием водой и т.п.), и проводили множество разнообразных ритуальных действий, призванных уберечь их от болезней. Кроме того, надо помнить, что у многих древних народов год отсчитывался с весны, поэтому весенняя обрядность – в каком-то отношении и новогодняя.
Осталось не слишком много сведений о праздновании равноденствия в языческий период, а обряды, вероятнее всего проводившиеся единым неразрывным циклом, в христианский период несколько «размазались» во времени, так что теперь их фрагменты можно найти и в весенних карнавалах перед великим постом, и в праздновании благовещенья, и в самой христианской пасхе. Так что всегда следует помнить, что традиции, разделенные сейчас семью постными неделями, были слиты в единый весенний праздничный цикл, весьма богатый на обычаи и ритуалы.
В кельтском варианте Meán Earraigh - произносится как «Ман Ари». Еще одно название праздника - Остара.
Празднуется Весеннее равноденствие 21 марта. Но правильнее ставить 20-22 марта, так как в разных частях Земли оно происходит в немного разное время. В этот день празднуется победа Света над Тьмой, ведь световой день становится длиннее ночи. Это день астрономической весны, когда трава начинает вытеснять снег и лед. Весеннее равноденствие является символом гармонии и равновесия, и к тому же еще и символом надежды – ведь дальше будет все теплее и светлее. А человек больше склонен радоваться именно свету, солнцу и теплу, чем тьме и холоду. Согласитесь, летом куда больше хочется путешествовать и совершать что-то новое, чем зимой) В некоторых источниках говориться, что Ман Ари – это еще и кельтский Праздник Птиц. Связано это с тем, что после Равноденствия возвращались перелетные птицы. В основном же Ман Ари посвящен приходу весны, пробуждению земли, появлению первых трав и цветов, пробуждению деревьев и началу сельскохозяйственных работ. Конечно, тем, кто живет в северной части России и наблюдает в марте сугробы за окном, несколько непривычно, что в это время может уже что-то прорастать)) Но на территории, где жили кельты, было значительно теплее. Ман Ари посвящен богине Бригид, а точнее ее ипостаси – Богине-Деве. Богиня к этому времени молодеет и восстанавливает свою девственность, которую сохраняет до Белтайна.
Первый блин комом - так говорили в Комоедцу (Масленицу), жертвуя первый блин усопшим предкам.
Mean Earraigh – весенний праздник Колеса года, середина весны, праздник равновесия, когда день по длительности равен ночи, приходится на весеннее равноденствие 20-21 марта. Нет никаких данных, что весеннее равноденствие (так же как равноденствие осеннее и оба солнцестояния, т.е. фиксированный «крест» Колеса) праздновались кельтами. Однако, поскольку кельты пользовались солнечно-лунным календарем, не вызывает сомнений, что эти годовые точки были им известны.
Название Остара связывают с германской или англо-германской богиней Эостре (Истре), о чем нас уведомляет Беда Достопочтенный в книге «De Ratione Tmporum» - он первым заявил, что христианская пасха (Easter) была названа в честь неё. Ларри Бэмлер пишет, что богиня, известная как Остаре, Остара, Остерн, Эостра, Эостре, Эостур, Эастра, Эастур, Аустрон, Аусос, была богиней рассвета и плодородия у северных европейских народов, и ее имя происходит от архаичного слова, обозначающего весну – «eastre». Считается, что ее имя имеет общие корни с именами Астреи, Астарты, Астхик (Армения), Атаргатис, Иштар, Ашторет и Эос., таким образом получая ассоциации с утренней зарёй, восточным направлением, началом и «утренней звездой» - планетой Венера. Кроме того, у народов средиземноморского региона на весеннее равноденствие приходились торжества, связанные с воскрешением и/или возвращением в мир живых мужчин-спутников богинь-матерей: Аттиса, Адониса, Астара, Таммуза-Думузи (в последнем случае – более поздний цикл мифов) и т.п., что также обозначало весеннее оживление природы.
Праздник связан с весной, пробуждением земли, первыми травами и цветами, первым сокодвижением деревьев, первыми ростками на полях, началом сельскохозяйственных работ – в зависимости от климатической зоны. Вероятнее всего Остара – это богиня земли и растений, земного плодородия, семян, ростков и роста вообще, богиня календарная – отмечающая своим появлением начало сельскохозяйственных работ. Она мало связана с человеческим плодородием – по большей части с земным, что хорошо прослеживается в сохранившихся обрядах: почти не осталось обычаев, связанных с плодородием людей и животных, но очень много – связанных с растениями, с ритуальным возвращением плодородия деревьям и полям. Людей и животных в этот календарный период преимущественно очищали от «скверны зимы», от дыхания смерти, которое могло их коснуться, пока зима правила миром (дымом, прыжками через огонь, метанием огненных стрел, огненными кругами и колёсами, обливанием водой и т.п.), и проводили множество разнообразных ритуальных действий, призванных уберечь их от болезней. Кроме того, надо помнить, что у многих древних народов год отсчитывался с весны, поэтому весенняя обрядность – в каком-то отношении и новогодняя.
Осталось не слишком много сведений о праздновании равноденствия в языческий период, а обряды, вероятнее всего проводившиеся единым неразрывным циклом, в христианский период несколько «размазались» во времени, так что теперь их фрагменты можно найти и в весенних карнавалах перед великим постом, и в праздновании благовещенья, и в самой христианской пасхе. Так что всегда следует помнить, что традиции, разделенные сейчас семью постными неделями, были слиты в единый весенний праздничный цикл, весьма богатый на обычаи и ритуалы.
В кельтском варианте Meán Earraigh - произносится как «Ман Ари». Еще одно название праздника - Остара.
Празднуется Весеннее равноденствие 21 марта. Но правильнее ставить 20-22 марта, так как в разных частях Земли оно происходит в немного разное время. В этот день празднуется победа Света над Тьмой, ведь световой день становится длиннее ночи. Это день астрономической весны, когда трава начинает вытеснять снег и лед. Весеннее равноденствие является символом гармонии и равновесия, и к тому же еще и символом надежды – ведь дальше будет все теплее и светлее. А человек больше склонен радоваться именно свету, солнцу и теплу, чем тьме и холоду. Согласитесь, летом куда больше хочется путешествовать и совершать что-то новое, чем зимой) В некоторых источниках говориться, что Ман Ари – это еще и кельтский Праздник Птиц. Связано это с тем, что после Равноденствия возвращались перелетные птицы. В основном же Ман Ари посвящен приходу весны, пробуждению земли, появлению первых трав и цветов, пробуждению деревьев и началу сельскохозяйственных работ. Конечно, тем, кто живет в северной части России и наблюдает в марте сугробы за окном, несколько непривычно, что в это время может уже что-то прорастать)) Но на территории, где жили кельты, было значительно теплее. Ман Ари посвящен богине Бригид, а точнее ее ипостаси – Богине-Деве. Богиня к этому времени молодеет и восстанавливает свою девственность, которую сохраняет до Белтайна.