Кентавр-символ животной стороны человеческой природы.
КЕНТАВР — вымышленное сверхъестественное существо греческой мифологии, символизирующее животную сторону человеческой природы. Существует предположение, что слово «кентавр» происходит от ведических гандхарв — младших богов, правящих лошадьми Солнца.
Кентавры изображались полулюдьми-полуконями. «Двуформными» названы они в «Метаморфозах» Овидия. Кентавры были рождены от Исксикона и тучи, принявшей по воле Зевса облик Геры, поэтому Овидий называл их «тучеродными зверьми». По другой версии, мифические существа являлись потомками сына Аполлона Кентавра и магнесийских кобылиц. Происхождением объясняется миксантропизм (ненависть к цивилизации) кентавров: их быт символизирует варварство. Они отличаются буйным нравом и половой невоздержанностью. Символика кентавров являлась мотивом многих оргаистических мистерий. Мифологема кентавромахии представляла их войну с соседями — лапифами, с целью похищения для себя их жен. Особое место среди кентавров отводится Хирону и Фолу. Первый из них являлся сыном Кроноса и нимфы липы, второй — Селена и нимфы ясеня. Соответствующие деревья выступали их атрибутами. Хирон олицетворял мудрость, Фол — благожелательность. Таким образом, варварство не исключало мудрости и гостеприимства. Хирон владел искусством врачевания — знак исцеляющей силы природы. В отличие от прочих кентавров, он обладал бессмертием, но, страдая от раны, нечаянно нанесенной ему Гераклом, жаждал умереть и отдал дар бессмертия в обмен на освобождение Зевсом Прометея.
Первоначально кентавры обитали в Фессалии, но были изгнаны оттуда Гераклом. Покровителем кентавров являлся Посейдон. Кентавры могли выступать как воспитатели героев (например, Ахилла и Ясона, Асклепия), так и их врагами (кентавр Несс стал причиной гибели Геракла). Кентавры, как и сатиры, составляли непременную свиту Диониса. Буйствующий кентавр — характерный мотив вакханалий. Считалось, что после смерти кентавра его душа превращалась в желтую птицу.
Астрологический знак созвездия Стрельца представлен в облике кентавра, стреляющего из лука. Кентаврам посвящали поэтические строфы Овидий и Пиндар. Фидий с учениками изобразил сюжет кентавромахии в Парфеноне. Под влиянием «Метаморфоз» Овидия к изображению кентавров обратился Рубенс. Плиний Старший утверждал, что видел забальзамированного и хранящегося в меде гиппокентавра, присланного в дар императору Клавдию из Египта. С доверием относился к преданиям о кентаврах и Плутарх. Лукреций Кар развенчивает эти легенды, указывая, что лошади достигают зрелости раньше, чем люди, и кентавр был бы в три года взрослым конем, оставаясь как человек неразумным младенцем. В искусстве Ренессанса кентавры олицетворяли неизменные начала и противопоставлялись высшей мудрости, которую символизировала Минерва.
Источ.: Мифологический словарь. М., 1991;
Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000;
Энциклопедия сверхъестественных существ. М., 1997;
Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.
КЕНТАВР — вымышленное сверхъестественное существо греческой мифологии, символизирующее животную сторону человеческой природы. Существует предположение, что слово «кентавр» происходит от ведических гандхарв — младших богов, правящих лошадьми Солнца.
Кентавры изображались полулюдьми-полуконями. «Двуформными» названы они в «Метаморфозах» Овидия. Кентавры были рождены от Исксикона и тучи, принявшей по воле Зевса облик Геры, поэтому Овидий называл их «тучеродными зверьми». По другой версии, мифические существа являлись потомками сына Аполлона Кентавра и магнесийских кобылиц. Происхождением объясняется миксантропизм (ненависть к цивилизации) кентавров: их быт символизирует варварство. Они отличаются буйным нравом и половой невоздержанностью. Символика кентавров являлась мотивом многих оргаистических мистерий. Мифологема кентавромахии представляла их войну с соседями — лапифами, с целью похищения для себя их жен. Особое место среди кентавров отводится Хирону и Фолу. Первый из них являлся сыном Кроноса и нимфы липы, второй — Селена и нимфы ясеня. Соответствующие деревья выступали их атрибутами. Хирон олицетворял мудрость, Фол — благожелательность. Таким образом, варварство не исключало мудрости и гостеприимства. Хирон владел искусством врачевания — знак исцеляющей силы природы. В отличие от прочих кентавров, он обладал бессмертием, но, страдая от раны, нечаянно нанесенной ему Гераклом, жаждал умереть и отдал дар бессмертия в обмен на освобождение Зевсом Прометея.
Первоначально кентавры обитали в Фессалии, но были изгнаны оттуда Гераклом. Покровителем кентавров являлся Посейдон. Кентавры могли выступать как воспитатели героев (например, Ахилла и Ясона, Асклепия), так и их врагами (кентавр Несс стал причиной гибели Геракла). Кентавры, как и сатиры, составляли непременную свиту Диониса. Буйствующий кентавр — характерный мотив вакханалий. Считалось, что после смерти кентавра его душа превращалась в желтую птицу.
Астрологический знак созвездия Стрельца представлен в облике кентавра, стреляющего из лука. Кентаврам посвящали поэтические строфы Овидий и Пиндар. Фидий с учениками изобразил сюжет кентавромахии в Парфеноне. Под влиянием «Метаморфоз» Овидия к изображению кентавров обратился Рубенс. Плиний Старший утверждал, что видел забальзамированного и хранящегося в меде гиппокентавра, присланного в дар императору Клавдию из Египта. С доверием относился к преданиям о кентаврах и Плутарх. Лукреций Кар развенчивает эти легенды, указывая, что лошади достигают зрелости раньше, чем люди, и кентавр был бы в три года взрослым конем, оставаясь как человек неразумным младенцем. В искусстве Ренессанса кентавры олицетворяли неизменные начала и противопоставлялись высшей мудрости, которую символизировала Минерва.
Источ.: Мифологический словарь. М., 1991;
Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000;
Энциклопедия сверхъестественных существ. М., 1997;
Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.