Животное, как многоаспектный символ окружающего мира, единства человека с природой.
ЖИВОТНОЕ — многоаспектный символ окружающего мира, единства человека с природой.
Аниматистское тождество человека с фауной демонстрируют конструируемые зооантропоморфные существа — жар-птица, симург, феникс, супарна, сы лин, Кулулу, Оаннес, Тот, Кецалькоатль и др. Во многих мифологических традициях, особенно у древних египтян, китайцев, индусов, ацтеков, животные выступают в качестве богов или в роли Демиурга. У манси создатель мира Кульотыр в образе гагары плавал по водам; у бушменов прародитель Цагн выступал в образе кузнечика-богомола; у эвенков Дябдар и Сэли, участвовавшие в сотворении мира, представлялись соответственно змеем и мамонтом. И напротив, по эсхатологическим мифам германцев в конце света явится космический волк, который сожрет землю, людей и богов. Часто животные выполняют в мифологических преданиях функцию героев. Великими учителями людей выступали австралийский клинохвостый орел Бунджиль, ворон тлинкитов Йель, меланезийский змей Нденгей, полинезийский кит (по другим мифологемам акула или черепаха) Тинирау, китайские змея Нюйва и птица Фуси идр. В мифологии многих народов в качестве трикстера представлен Ворон. Повсеместное распространение в первобытную эпоху имел культ тотемных предков. По имени животного зачастую давалось название целому племени. При осуществлении родового ритуала соплеменники имитировали поведение тотемного зверя. Прародителем чукчей считалась мать-моржиха; киргизского племени бу-гу — олениха Мюйюздлоу эне, покровительница Иссык-Куля; якутов — орел орлов.
Согласно одной из версий, этноним «русские» произошел от названия тотемного зверя, каковым являлся медведь — урус. При аниматистском мировосприятии животные могли оцениваться как духи — покровители природных угодий. Эскимосский белый медведь Торнгарсоак повелевает морскими владениями и оленьими пастбищами. Животные часто выполняют роль помощников литературных героев. В русских сказках Ивану-царевичу содействует говорящий волк. При развитии политеистических религий животные становятся атрибутами либо символами антропоморфных богов. В греческом язычестве священным животным Зевса являлся орел, Аполлона — волк, Артемиды — лань, Афины — сова и т. д. Зачастую в облике животных выступают антропоморфные мифологические персонажи. Князем-оборотнем в русском былинном эпосе является Вольга: он постигает искусство оборачиваться ясным соколом, серым волком, гнедым туром-золотые рога. Чтобы сокрушить индейское царство, Вольга со своей дружиной превращаются в муравьев. Среди десяти наиболее чтимых аватар Вишну — воплощение в рыбу, черепаху, вепря, человека-льва и белого коня. Способностью к перевоплощению в животных обладали многие греческие боги — Зевс, Посейдон, Дионис и др. Широкое распространение имели ритуальные жертвоприношения животных. У ведических индусов высокую степень сакрализации имел церемониал ашвамедха — жертвоприношения коня. Царь, пожелавший иметь потомство, выпускал на волю коня, и, следуя за ним повсеместно вместе с войском в течение года, завоевывал те страны, где оказалось животное. Затем совершался сам ритуал жертвоприношения, имитирующий космогонические процессы. Престиж ашвамедхи был столь высок, что совершивший его считался способным низвергнуть Индру и стать царем вселенной. Животная семантика являлась способом объяснения человеком устройства мироздания. Зодиакальные календари тоже восходят к данному стремлению. Мифологема умирающего и воскресающего зверя служила аллегорией смены времен года. Магический обряд воспроизводства промыслового зверя представлял охотничью параллель земледельческому мифу об умирающем и воскресающем боге. В таком качестве у охотников арктической зоны Сибири выступали кит или полярный медведь, таежной — бурый медведь, у саами — олень. Символике Мирового дерева проводились аналогии различных уровней фауны. С вершиной дерева соотносились птицы, иногда две, олицетворявшие солнце и луну. К его середине относились копытные животные, иногда пчелы. С основанием дерева связывались лягушки, мыши, рыбы, бобры, выдры, медведи, змеи, насекомые. На полюсах древесной иерархии находятся орел и змея, соперничающие друг с другом. Иногда животное олицетворяет какую-либо космическую зону. Распространенными символами души являются птица, бабочка, мотылек. Ба у древних египтян изображалась в виде птицы с головой, а иногда и руками человека. В качестве ба-богов фигурируют и священные животные: крокодил, бык, змея. В греческом искусстве души умерших изображались в виде бабочек. Иногда греки проводили прямое, а не аллегорическое отождествление бабочек с покойниками. Греческое слово «Психея» означало одновременно и душу и бабочку. При усложнении религиозного сознания сверхъестественные животные (такие, как единорог) символизируют определенные качества или идеи.
Источ.: Мифологический словарь. М., 1991.
ЖИВОТНОЕ — многоаспектный символ окружающего мира, единства человека с природой.
Аниматистское тождество человека с фауной демонстрируют конструируемые зооантропоморфные существа — жар-птица, симург, феникс, супарна, сы лин, Кулулу, Оаннес, Тот, Кецалькоатль и др. Во многих мифологических традициях, особенно у древних египтян, китайцев, индусов, ацтеков, животные выступают в качестве богов или в роли Демиурга. У манси создатель мира Кульотыр в образе гагары плавал по водам; у бушменов прародитель Цагн выступал в образе кузнечика-богомола; у эвенков Дябдар и Сэли, участвовавшие в сотворении мира, представлялись соответственно змеем и мамонтом. И напротив, по эсхатологическим мифам германцев в конце света явится космический волк, который сожрет землю, людей и богов. Часто животные выполняют в мифологических преданиях функцию героев. Великими учителями людей выступали австралийский клинохвостый орел Бунджиль, ворон тлинкитов Йель, меланезийский змей Нденгей, полинезийский кит (по другим мифологемам акула или черепаха) Тинирау, китайские змея Нюйва и птица Фуси идр. В мифологии многих народов в качестве трикстера представлен Ворон. Повсеместное распространение в первобытную эпоху имел культ тотемных предков. По имени животного зачастую давалось название целому племени. При осуществлении родового ритуала соплеменники имитировали поведение тотемного зверя. Прародителем чукчей считалась мать-моржиха; киргизского племени бу-гу — олениха Мюйюздлоу эне, покровительница Иссык-Куля; якутов — орел орлов.
Согласно одной из версий, этноним «русские» произошел от названия тотемного зверя, каковым являлся медведь — урус. При аниматистском мировосприятии животные могли оцениваться как духи — покровители природных угодий. Эскимосский белый медведь Торнгарсоак повелевает морскими владениями и оленьими пастбищами. Животные часто выполняют роль помощников литературных героев. В русских сказках Ивану-царевичу содействует говорящий волк. При развитии политеистических религий животные становятся атрибутами либо символами антропоморфных богов. В греческом язычестве священным животным Зевса являлся орел, Аполлона — волк, Артемиды — лань, Афины — сова и т. д. Зачастую в облике животных выступают антропоморфные мифологические персонажи. Князем-оборотнем в русском былинном эпосе является Вольга: он постигает искусство оборачиваться ясным соколом, серым волком, гнедым туром-золотые рога. Чтобы сокрушить индейское царство, Вольга со своей дружиной превращаются в муравьев. Среди десяти наиболее чтимых аватар Вишну — воплощение в рыбу, черепаху, вепря, человека-льва и белого коня. Способностью к перевоплощению в животных обладали многие греческие боги — Зевс, Посейдон, Дионис и др. Широкое распространение имели ритуальные жертвоприношения животных. У ведических индусов высокую степень сакрализации имел церемониал ашвамедха — жертвоприношения коня. Царь, пожелавший иметь потомство, выпускал на волю коня, и, следуя за ним повсеместно вместе с войском в течение года, завоевывал те страны, где оказалось животное. Затем совершался сам ритуал жертвоприношения, имитирующий космогонические процессы. Престиж ашвамедхи был столь высок, что совершивший его считался способным низвергнуть Индру и стать царем вселенной. Животная семантика являлась способом объяснения человеком устройства мироздания. Зодиакальные календари тоже восходят к данному стремлению. Мифологема умирающего и воскресающего зверя служила аллегорией смены времен года. Магический обряд воспроизводства промыслового зверя представлял охотничью параллель земледельческому мифу об умирающем и воскресающем боге. В таком качестве у охотников арктической зоны Сибири выступали кит или полярный медведь, таежной — бурый медведь, у саами — олень. Символике Мирового дерева проводились аналогии различных уровней фауны. С вершиной дерева соотносились птицы, иногда две, олицетворявшие солнце и луну. К его середине относились копытные животные, иногда пчелы. С основанием дерева связывались лягушки, мыши, рыбы, бобры, выдры, медведи, змеи, насекомые. На полюсах древесной иерархии находятся орел и змея, соперничающие друг с другом. Иногда животное олицетворяет какую-либо космическую зону. Распространенными символами души являются птица, бабочка, мотылек. Ба у древних египтян изображалась в виде птицы с головой, а иногда и руками человека. В качестве ба-богов фигурируют и священные животные: крокодил, бык, змея. В греческом искусстве души умерших изображались в виде бабочек. Иногда греки проводили прямое, а не аллегорическое отождествление бабочек с покойниками. Греческое слово «Психея» означало одновременно и душу и бабочку. При усложнении религиозного сознания сверхъестественные животные (такие, как единорог) символизируют определенные качества или идеи.
Источ.: Мифологический словарь. М., 1991.