ЗМЕЯ — многогранный мифологический символ противостояния человеку.
Вражда человека и змеи — одна из наиболее распространенных мифологем у большинства народов. Согласно древнеиндийской теогонии, обитавшие в воздушных сферах змеевидные чудовища — асуры — долгое время выступали противниками богов. Кроме них, в мифах древней Индии упоминались наги — исполинские антропоморфные змеи, управляющие подземным царством. Там они строили себе украшенные золотом и драгоценными камнями роскошные дворцы. Наги обладали способностью к перевоплощению и зачастую появлялись среди людей в человеческом облике. В настоящее время популярностью пользуется квазинаучная теория об особой серпентоидной расе и цивилизации. Несмотря на негативный аспект отношения, культ великого змея был распространен по всему Индостану. Его атрибуты и символика встречались в храмах различных индийских религиозных традиций. Компонентом шиваизма тоже являлись специфические змеиные мистерии. От них вела происхождение практика заклинания змей. Под мелодии флейты факира змеи исполняли свои священные танцы. Гигантские змеи символизировали то или иное из великих царств древности. Кольца вселенского змея современные эзотерики дифференцируют на двенадцатеричный циклический ряд цивилизационных структур: Урей — Египет, Кецалкоатль — доколумбовая Америка, Нингишзида — Месопатамия, Дракон — Китай, Ананда — Индия, Тифон — Крит, Змей Лакоон — Малая Азия, Медный Змей — Палестина, Кекропс — Греция, Абраксос — Эллинистическая Эйкумена, Уроборос — средневековая Европа, Наг — Тибет.
Мифологическим антиподом змеи считается конь. Змея в качестве зооморфного символа луны противостоит коню, как солярному олицетворению. Мотив «Песни о вещем Олеге» определяется архетипом данной символики. Воин на коне, повергающий змея, является весьма распространенной символической композицией у различных народов. В символике сюжета о Георгии Победоносце змея олицетворяла язычество. Если воин на коне являлся знаком дружины, то змея — жречества. Победа над ней интерпретировалась как историческое торжество воинского сословия над волхвами.
Змея соединена с тоническими силами. Поэтому зачастую ее изображение использовалось в качестве символа смерти. Змеи выступают хранителями сокровищ. Змеиная символика пропитывает легендарные сюжеты о кладоискательстве. Сказки змеиного цикла были особо популярны у горнодобытчиков Урала.
Дагомеи связывали с великим змеем Айдо-Хведо, живущим в Гвинейском заливе, конец света. Змей питается железом, которое ему поставляют красные морские обезьяны. Если же оно закончится, Айдо-Хведо начнет себя кусать за хвост, и тогда земля содрогнется. Мотив змеиного фактора во вселенских катаклизмах фиксировался в легенде о Дардановом потопе, виновником которого является тритон. Согласно преданиям славян, скованный до срока черноморский змей явится, когда наступит конец времен.
По представлениям ацтеков пернатый змей Кецалькоатль обучил людей письменности, земледелию, астрономии. Он являлся символом, соединяющим три мира: змея — подземный, человек — земной, птица — небесный. С ним связывались мессианские ожидания индейцев. Ацтеки верили во второе пришествие Кецалькоатля. Его оценивают как американский символ универсальной легенды о Христе. Кецалькоатль был распят на кресте и воскрес по прошествии трех дней.
Вражда человека и змеи — одна из наиболее распространенных мифологем у большинства народов. Согласно древнеиндийской теогонии, обитавшие в воздушных сферах змеевидные чудовища — асуры — долгое время выступали противниками богов. Кроме них, в мифах древней Индии упоминались наги — исполинские антропоморфные змеи, управляющие подземным царством. Там они строили себе украшенные золотом и драгоценными камнями роскошные дворцы. Наги обладали способностью к перевоплощению и зачастую появлялись среди людей в человеческом облике. В настоящее время популярностью пользуется квазинаучная теория об особой серпентоидной расе и цивилизации. Несмотря на негативный аспект отношения, культ великого змея был распространен по всему Индостану. Его атрибуты и символика встречались в храмах различных индийских религиозных традиций. Компонентом шиваизма тоже являлись специфические змеиные мистерии. От них вела происхождение практика заклинания змей. Под мелодии флейты факира змеи исполняли свои священные танцы. Гигантские змеи символизировали то или иное из великих царств древности. Кольца вселенского змея современные эзотерики дифференцируют на двенадцатеричный циклический ряд цивилизационных структур: Урей — Египет, Кецалкоатль — доколумбовая Америка, Нингишзида — Месопатамия, Дракон — Китай, Ананда — Индия, Тифон — Крит, Змей Лакоон — Малая Азия, Медный Змей — Палестина, Кекропс — Греция, Абраксос — Эллинистическая Эйкумена, Уроборос — средневековая Европа, Наг — Тибет.
Мифологическим антиподом змеи считается конь. Змея в качестве зооморфного символа луны противостоит коню, как солярному олицетворению. Мотив «Песни о вещем Олеге» определяется архетипом данной символики. Воин на коне, повергающий змея, является весьма распространенной символической композицией у различных народов. В символике сюжета о Георгии Победоносце змея олицетворяла язычество. Если воин на коне являлся знаком дружины, то змея — жречества. Победа над ней интерпретировалась как историческое торжество воинского сословия над волхвами.
Змея соединена с тоническими силами. Поэтому зачастую ее изображение использовалось в качестве символа смерти. Змеи выступают хранителями сокровищ. Змеиная символика пропитывает легендарные сюжеты о кладоискательстве. Сказки змеиного цикла были особо популярны у горнодобытчиков Урала.
Дагомеи связывали с великим змеем Айдо-Хведо, живущим в Гвинейском заливе, конец света. Змей питается железом, которое ему поставляют красные морские обезьяны. Если же оно закончится, Айдо-Хведо начнет себя кусать за хвост, и тогда земля содрогнется. Мотив змеиного фактора во вселенских катаклизмах фиксировался в легенде о Дардановом потопе, виновником которого является тритон. Согласно преданиям славян, скованный до срока черноморский змей явится, когда наступит конец времен.
По представлениям ацтеков пернатый змей Кецалькоатль обучил людей письменности, земледелию, астрономии. Он являлся символом, соединяющим три мира: змея — подземный, человек — земной, птица — небесный. С ним связывались мессианские ожидания индейцев. Ацтеки верили во второе пришествие Кецалькоатля. Его оценивают как американский символ универсальной легенды о Христе. Кецалькоатль был распят на кресте и воскрес по прошествии трех дней.