Лугнасад - первое из трех празднований урожая в Языческом Колесе Года.
Лугнасад (произносится как ЛОО-на-сах) - первое из трех празднований урожая в Языческом Колесе Года. Обычно он проводится с захода солнца 31 июля до захода солнца 1 августа, хотя некоторые празднуют около 5 или 6 августа, и его называют «Старый Ламмас». Фестиваль также может быть приурочен астрологически к моменту, когда Лев достигает 15 градусов относительно положения Солнца. Выбор времени для сельскохозяйственных культур также является вариантом, поскольку Лугнасад может отмечаться, когда первые плоды урожая начинают созревать в вашем собственном саду или на региональных сельскохозяйственных угодьях. В Ирландии первое августа отмечалось как Лугнасад, а в Шотландии его называли Лунасда или Лунасдал. На острове Мэн этот день назывался Луанистин, а в Уэльсе этот день отмечался как Gwyl Awst, или праздник Августа. В Англии это называлось Lammas, производное от древнеанглийского hlafmaesse, буквально «хлебная масса».
Возникнув в Ирландии, Лугнасадх (или Лугнасад) получил свое название от кельтского божества Луг (произносится ЛОО), иногда пишется Луг. В наше время Луга часто считают солнечным божеством и богом урожая, но первоначально он, кажется, понимался как бог человеческого мастерства, королей и покровитель героев (Hutton, 327). Луг был королем Туата де Данаан, расы божественных существ, имя которой переводится как «народ богини Дану». Дану была богиней-матерью, связанной с водой, землей, плодородием и победой. С помощью Луга последователям Дану удалось вытеснить Фир Болг и Фомори, предыдущую касту божественных правителей, которые в ирландских мифах изображались как чудовищные существа. Лугу приписывали большое мастерство в ремесле и войне, и со временем его приравняли к римскому богу Меркурию (Futrell, 105).
В «Праздновании Лугнасы», всестороннем исследовании традиционных кельтских обычаев Лугнасада, проведенном Мэри Макнил, автор пришел к выводу, что празднование, скорее всего, изначально состояло из смеси церемоний, пиршества и ритуальных представлений, которые обычно проводились на вершинах холмов или на берегу. По словам автора, вероятно, существовал ритуал, в котором первые плоды урожая зерновых приносили на вершину холма и закапывали в качестве приношения. Автор также сообщает как само собой разумеющуюся практику жертвоприношения быка и церемонию с использованием шкуры животного, а также ритуальную пьесу, рассказывающую о победе Луга над эпидемией или голодом, в которой человеческая голова устанавливалась на вершине холма человеком, играющим роль Луга.
Затем следовали трехдневные торжества. Согласно Макнилу, основным аспектом празднования служило угощение черникой, жертвенным мясом быка и новой пищей из преобладающего урожая (зерно в первые дни и картофель в последние годы) (Hutton, 327–328).
Хотя наши знания о ранних празднованиях Лугнасадха явно ограничены, элементы, о которых мы действительно знаем, весьма интригуют. Любопытным аспектом такого рода является тот факт, что Лугнасадх иногда называют свадебным пиршеством Луга. Эта идея проистекает из ссылки в версии пятнадцатого века Tochmarc Emire, средневековой ирландской саги. В рукописи есть ссылка на banais rigi Луга, или свадебный пир королевской власти. Хотя в рукописи нет конкретного упоминания о фактическом спаривании Луга с кем-либо в частности, в Ирландии действительно существовала давняя традиция связывать королевскую власть с союзом с фигурой богини. Царство часто узаконивалось браком с женщиной королевского происхождения, и поэтому женщины часто ассоциировались с богинями и, возможно, рассматривались как жрицы богини или ее воплощения. Литературные описания таких свадебных застолий королевской власти обычно включают сексуальный элемент и подачу особого напитка «богиней» новому королю. Царский свадебный пир Луга можно понимать, как символ коронации: он объединяется с богиней - землей - и его власть над ней узаконивается посредством этого процесса (Talcroft, 26–28).
Однако чаще Лугнасадх называют не свадебным пиршеством, а похоронными играми Луга, проводимыми в честь его мачехи Таилтиу (произносится ТАЛ-чи-а). Тайлтиу была женой последнего короля Фир Болга. Когда Фир-Болг был свергнут, Тайлтиу снова вышла замуж за одного из представителей нового правящего класса, Туата де Данаан (Roy, 254). Согласно легенде, Тайлтиу умерла от истощения после того, как очистила поля Ирландии для сельского хозяйства, и Луг организовал ярмарку Тейлтэнн в ее честь как ярмарку поминок, включающую пиршества, игры и спортивные состязания. Являлись ли игры на самом деле вдохновением для самого Луга, должно оставаться загадкой, но мы знаем, как факт, что мероприятие под названием Ярмарка Тайлтэнна проводилось ежегодно первого августа в местности на полпути между Наваном и Келлсом, недалеко от известного места захоронения легендарного Таилтиу на территории нынешнего графства Мит, Ирландия (Joyce, 438).
Проходившая по крайней мере в шестом веке, ярмарка собирала людей со всей Ирландии и Шотландии (Roy, 253). Популярный своими спортивными играми отчет с ярмарки, написанный в 1169 году, свидетельствует о том, что одни только лошади и колесницы, собравшиеся, чтобы увидеть это зрелище, выстроились в линию длиной более шести миль (Joyce, 439). Соревновательные виды спорта были не единственным развлечением на ярмарке в Тайлтэнне, которая позже стала известна как Теллтаун на берегу Блэкуотера. Это было также время романтики, когда между доступной молодежью устанавливались партнерские отношения, а церемонии официального оформления новых союзов часто проводились на месте (Joyce, 438–441).
Лугнасад был популярным временем для пробных браков, которые представляли собой временные партнерские отношения, которые длились год и день до конца следующей ярмарки, когда союз мог быть распущен по желанию. Такие партнерские отношения иногда называют браками в Теллтауне. Обручения (разновидность языческой церемонии бракосочетания) были довольно распространены в Лугнасадхе, и в дополнение к временным пробным союзам создавались более постоянные союзы. Супружеская пара, собиравшаяся вместе, собирала свидетелей, сцепляла вместе свои правые руки и обменивалась клятвами преданности друг другу. Супруги часто обменивались подарками, принимавшими самые разные формы, от колец и золотых монет до красных лент, перчаток и серебряных зубочисток (Томпсон).