Евангельское рождение Иоанна Предтечи. Иван Купала 24 июня (7 июля).
Первым из праздников культа Иоанна Предтечи православная церковь отмечает день его рождения. Евангельский миф о рождении Иоанна начинается с рассказа о его родителях: престарелом священнике Захарии и его жене
Елизавете. Супруги долго были бездетными, и это их очень огорчало. В конце концов их молитвы дошли до бога. К Захарию явился архангел Гавриил и сообщил, что неплодная жена его родит необыкновенного сына Иоанна, который по святости будет не ниже, а даже превзойдет грозного пророка Илию. И когда Захарий усомнился в возможности иметь сына от престарелой жены, разгневанный архангел Гавриил за неверие наложил на него временную немоту. Предсказание архангела, конечно, сбылось. Елизавета родила сына, а Захарий, на радостях обревший дар речи, произнес хвалебное слово, в котором назвал новорожденного предтечей Иисуса Христа.
Этот миф очень напоминает мифы о рождении Иисуса Христа и девы Марии. Такое совпадение, конечно, не случайно. Источник этих мифов был один — Ветхий завет. Подробности для мифа об Иоанне Крестителе дало ветхозаветное сказание об Исааке (Бытие, гл. 17—18). Из него заимствованы рассказы о праведных родителях Иоанна, о чудесной вести и о рождении необыкновенного сына.
Некоторые детали мифа об Иоанне заимствованы из сказания о рождении Самсона (книга Судей, гл. 13) и из сказания о Самуиле.
Христианская церковь ввела празднование рождения Иоанна Предтечи в конце III — начале IV в., соединив его с языческим праздником летнего солнцеворота. Для древних земледельцев и скотоводов это был важный момент в их хозяйственной жизни. Наступало время созревания хлебов, сенокос, время перегона скота на новые пастбища. Вместе с тем это был опасный период: частые засухи или ливни этого времени года наносили хозяйству большой ущерб. Специальными колдовскими обрядами люди стремились задобрить злых духов и таким образом избежать несчастья. На Руси праздник рождения Иоанна Предтечи также слился с одним из старинных славянских праздников — праздником Ивана Купалы.
По поверьям славян, во время летнего буйного роста и созревания злаков и трав злые духи особенно коварны и усиленно стараются нанести вред людям. Для обезвреживания нечистой силы и ее служителей — колдунов и ведьм — У славян существовали специальные очистительные обряды. Самым надежным очистительным средством считался огонь. Поэтому в ночь под Ивана Купалу молодежь и взрослые собирались на полянах в лесу, на берегах рек и озер, на холмах, разводили костры и устраивали вокруг них хороводы, игрища, пляски. Прыгали через огонь, проводили между кострами скот. В некоторых местах жгли также смолу в бочках, насаженных на столбы, или колеса, обмазанные смолой.
Первым из праздников культа Иоанна Предтечи православная церковь отмечает день его рождения. Евангельский миф о рождении Иоанна начинается с рассказа о его родителях: престарелом священнике Захарии и его жене
Елизавете. Супруги долго были бездетными, и это их очень огорчало. В конце концов их молитвы дошли до бога. К Захарию явился архангел Гавриил и сообщил, что неплодная жена его родит необыкновенного сына Иоанна, который по святости будет не ниже, а даже превзойдет грозного пророка Илию. И когда Захарий усомнился в возможности иметь сына от престарелой жены, разгневанный архангел Гавриил за неверие наложил на него временную немоту. Предсказание архангела, конечно, сбылось. Елизавета родила сына, а Захарий, на радостях обревший дар речи, произнес хвалебное слово, в котором назвал новорожденного предтечей Иисуса Христа.
Этот миф очень напоминает мифы о рождении Иисуса Христа и девы Марии. Такое совпадение, конечно, не случайно. Источник этих мифов был один — Ветхий завет. Подробности для мифа об Иоанне Крестителе дало ветхозаветное сказание об Исааке (Бытие, гл. 17—18). Из него заимствованы рассказы о праведных родителях Иоанна, о чудесной вести и о рождении необыкновенного сына.
Некоторые детали мифа об Иоанне заимствованы из сказания о рождении Самсона (книга Судей, гл. 13) и из сказания о Самуиле.
Христианская церковь ввела празднование рождения Иоанна Предтечи в конце III — начале IV в., соединив его с языческим праздником летнего солнцеворота. Для древних земледельцев и скотоводов это был важный момент в их хозяйственной жизни. Наступало время созревания хлебов, сенокос, время перегона скота на новые пастбища. Вместе с тем это был опасный период: частые засухи или ливни этого времени года наносили хозяйству большой ущерб. Специальными колдовскими обрядами люди стремились задобрить злых духов и таким образом избежать несчастья. На Руси праздник рождения Иоанна Предтечи также слился с одним из старинных славянских праздников — праздником Ивана Купалы.
По поверьям славян, во время летнего буйного роста и созревания злаков и трав злые духи особенно коварны и усиленно стараются нанести вред людям. Для обезвреживания нечистой силы и ее служителей — колдунов и ведьм — У славян существовали специальные очистительные обряды. Самым надежным очистительным средством считался огонь. Поэтому в ночь под Ивана Купалу молодежь и взрослые собирались на полянах в лесу, на берегах рек и озер, на холмах, разводили костры и устраивали вокруг них хороводы, игрища, пляски. Прыгали через огонь, проводили между кострами скот. В некоторых местах жгли также смолу в бочках, насаженных на столбы, или колеса, обмазанные смолой.