Кто такие Нага в магическом смысле?
Во-первых, как уже упоминалось, термин «Нага» на санскрите означает, прежде всего, «Змея», хотя некоторые переводят его как «существо без рук или ног». Нага также может означать «змеиный» или «подобный змее» или даже «относящийся к ним», к змеям. Достаточно интересно, принимая во внимание происхождение Нага, этот термин также может означать «гора» и, определяемый в терминах Ганеша, которого часто изображают в святилищах Нага, Нагакан означает «подобный слону» или «принадлежащий слону». Хотя это может относиться к змеиному хоботу слона, но может существовать более глубокая связь с культом Ганеша, которого часто показывают с Нага в виде пояса. Другой вариант, связанный с исцелением, - это перевод термина «Нага» как «дерева» или «любого дерева или растения». Кроме того, один из наиболее интересных переводов термина «Нага» вообще не является классическим санскритом: в Кашмире «Нага» означает «Весна». Вот хорошее место, чтобы начать нашу историю о том, что такое Дух Нага.
Дух Нага - это змея-полубог, часто выступающий в виде большого змея с одной, тремя, пятью, семью или девятью головами (у Сешы, как говорят, 1000 голов!) Или как человекоподобное сверхъестественное существо, часто с верхней частью, появляющейся как человек, а нижняя часть представляет змею. Иногда они держат в руках определенные предметы, инструменты, символы или изображения, такие как мала, трава или жезл. Часто их показывают рядом со своими священными святилищами, деревьями, родниками или озерами, и часто их изображают выходящими из муравейников! Почему, спросите вы? Это потому, что змеи в Индии часто поселяются в старых муравейниках, которые могут быть огромными. (Я упомяну об этом позже.)
Нага может казаться большим или маленьким; они могут изменить размер и форму и казаться полностью как человек, или наполовину людьми, или как змеи с одной или несколькими головами. Они всегда внушают страх, мощные, красивые и, в человеческом облике, всегда красиво одетые. Они почти всегда могут быть идентифицированы как Нага, независимо от формы, потому что они обладают светящимся камнем, называемым Нагамани (Камень Нага), на макушке головы или на лбу, священным магическим камнем, который может исполнять желания и проявлять свои способности различными способами. Если в иконописи индуизма или тантры вы видите изображение змеи, и этот драгоценный камень присутствует, значит, это Нага. Нага в нескольких местах описываются как соединение Бога или Дева и человека. Вот почему они считаются идеальным посредником между человечеством и богами. Они отчасти люди, отчасти животные, и потому что они попробовали Амриту (эликсир бессмертия), они отчасти Боги. Таким образом, подобно «меньшим» духам природы во многих традициях, с ними легче работать, и они более прагматичны. В буддийских писаниях Нага почитается во многих местах, и Будда имел с ними очень близкие отношения. Многие из Нага обратились в буддизм, как и люди. Говорят, что несколько буддийских и тантрических сутр и учений о тайной мудрости были специально переданы только Нага, чтобы охранять, потому что люди не могли понять и / или не были готовы к ним.
Говорят, что Нага раскроет некоторые из этих учений и текстов, когда человечество будет готово принять их. Говорят, что такие буддийские святые, как Нагарджуна (обратите внимание на имя!), видели и «добывали» такие учения у Нага и делали их доступными для человечества. Будда часто изображается, подобно Богам и Богиням, с многоголовым змеем, поднимающимся позади и над ним и нависающим над его головой, защищающим его от стихий и предлагающим защиту. Это изображение короля Нага по имени Мучилинда. Одним из воплощений Будды был Нага, и существует целый ряд мифов об испытаниях и скорбях, через которые, как таковые, он прошел. Наги сегодня являются важной частью как Буддизма Тхераведы, так и Тибетского Буддизма. Мне недавно напомнили, что, комментируя фотографию буддийского монаха, совершающего подношения в храме Нага Ракша (Благословение Нага) в Тибете, Манджушри, один из величайших буддийских учителей и святейших бодхисаттв, упоминается как Нагаракша, указывая, что у него текла кровь Нага в его жилах, и был доступ к тайным буддийским учениям, охраняемым Нага. Такой синкретизм - вездесущая реальность для Нага. Вишну, Шива, даже Лакшми и другие часто изображаются с Нага, часто со многими головами, поднимающимися позади и защищающими их. В случае с Вишну, его защищает Сеша Нага; с Шивой - это Нагараджа, «Царь Нага»; и Кришну часто показывают танцующим на вершине головы Наги! На самом деле, если вы посмотрите на изображения нескольких буддийских или индуистских божеств через «призму восприятия Нагов», вы можете быть удивлены тем, как часто они выступают в качестве защитников трона или просто находятся поблизости. Также примечателен тот факт, что, в отличие от чистокровных богов (дэвов), Нага может давать потомство с людьми, и этот божественно-человеческий брак неоднократно описывается в индуистских и буддийских писаниях, а также в царских историях по всей Азии. Это считалось большой честью и часто узаконивающим фактором «королевской линии»- иметь кровь Нага. Говорят, что королевская семья Кхмеров (Камбоджа) давно вышла из союза короля и Нагини (женщины-Нага), которая танцевала для него, прежде чем соблазнить. Та же самая история рассказана в Бирме, где Золотой дворец древней империи был описан как жилье священной королевы Нага на верхнем этаже храма-дворца. Ночное спаривание Короля и Королевы Нага служило подтверждением и защитой его империи. Во всех этих рассказах это была прекрасная Богиня Нага, которая принимала облик человека перед королями и соблазняла их. В Китае, где Нага стали Драконами, существуют доисторические мифы, подобные тому, как Императора часто называли «Императором Драконов» и «Кровью Дракона». Здесь гораздо больше можно сказать об Офидианском гнозисе (змеиной мудрости) и истории, о священной «змее», тантрической сувасини или жрице, как божественного посредника, в самых ранних культах змеи и священной магической сексуальности, сексуальных ритуалов плодородия и так далее. Я позволю вам запомнить образ Нага как священного партнера в священном браке (hieros gamos) и сделать свою собственную сеть выводов и предположений.