За пределами осознания: Движение к чистому сознанию.
Из предположения, что осознанные сновидения — это только один шаг вперед в универсуме человеческого сознания, вытекает по меньшей мере два важных вопроса: что следует за осознанным сновидением и как нас это касается?
Эволюция саморефлективного сознания не завершается осознанием. Человек способен продвинуться дальше, к более спокойному, невовлеченному состоянию осознания, переживаемому как безграничность. Эта стадия называется «состоянием свидетеля».
Чтобы рассмотреть этот участок сознания от осознания до свидетельствования, Гакенбах, а также Роберт Крансон и Чарльз Александер исследовали опыт сновидений в пяти группах людей: в группе практикующих ТМ-медитацию и четырех контрольных. Они искали характеристики, отличающие осознанные сновидения от «состояния свидетеля» в сновидении и во время снов без сновидений. Исследователи описывали каждое состояние следующим образом:
— Осознанное сновидение — это сновидение, в котором вы активно думаете о том факте, что вы видите сон.
— «Состояние свидетеля» в сновидении — это сновидение, в котором вы переживаете спокойное, исполненное покоя внутреннее осознание бодрствования, полностью отделенное от сновидения.
— «Состояние свидетеля» в глубоком сне — это сон без сновидений, в котором вы переживаете исполненное покоя внутреннее осознание или пробужденность. Вот примеры отчетов людей, занимающихся ТМ-медитацией, о трех состояниях осознания:
Осознанное сновидение.
«Во время сна я начал осознавать сновидение как нечто отдельное, затем стал осознавать, что вижу сон. После этого я начал манипулировать действием и персонажами сновидения, создавая различные ситуации по своему желанию».
«Состояние свидетеля» в сновидении.
«Иногда, каково бы ни было содержание сновидения, я чувствую внутренний покой, осознавая, что сам нахожусь вне сновидения. Иногда я могу даже быть вовлеченным в сновидение, но внутреннее осознание мира сохраняется»
«Состояние свидетеля» в глубоком сне.
«Это чувство бесконечного расширения и блаженства, и ничего более. Затем я начинаю осознавать, что существую, но здесь нет никакой индивидуальности. Постепенно я начинаю осознавать, что я индивид, не уточняя, кто, когда, где, что и т. д. Постепенно эти детали начинают прорисовываться, и я могу пробудиться».
Исследователи обнаружили, что люди, практиковавшие медитацию, переживали все три состояния чаще, чем в контрольных группах. Однако и те и другие переживали больше осознанных сновидений, чем «состояний свидетеля» в сновидении или во сне без сновидений. Это говорит о том, что осознанные сновидения более доступны, независимо от степени обученности и опытности испытуемых, и таким образом предшествуют «состоянию свидетеля».
Исследование группы продвинутых практиков медитации позволило обнаружить важные различия между тремя состояниями осознания во сне. Во-первых, чувство отделенности гораздо чаще встречалось при «состоянии свидетеля» во сне, чем во время осознанных сновидений; испытуемые чувствовали себя более отделенными, находящимися вне сновидения в тех случаях, когда они переживали «состояние свидетеля». Как сказал один из испытуемых, «я и сновидение — это две разные реальности».
Другие различия связаны с положительными эмоциями. Хотя осознанные сновидения и описывались как позитивные, «состояние свидетеля» в сновидении и во сне без сновидений все же воспринималось как еще более позитивное. Чувства в последних двух состояниях напоминали «блаженство» восточных религий, и само это слово чаще встречалось в описаниях «состояния свидетеля» и практически отсутствовало при описании состояния осознания. С другой стороны, контроль сновидения чаще осуществлялся при осознанном сновидении, чем во время «состояния свидетеля». В осознанном сновидении «воля», или способность индивидуального «эго» к произвольности, могла воздействовать на мысли и желания, в то время как при чистом сознании человек удовлетворен и не испытывает желания войти в сновидение.
В специальном эксперименте Лабержу удалось обнаружить различие между осознанными сновидениями испытуемых и «состоянием свидетеля» во сне. Продвинутый ТМ-практик утверждал, что постоянно, в том числе во время сна, находится в «состоянии свидетеля». Как и предполагалось, он мог дать сигнал, что видит сон, и, как это было в других случаях осознанных сновидений, ритм его сердцебиения и дыхания ускорился одновременно с сигнальными движениями глаз. Но, в отличие от людей, переживающих состояние осознания, у него эти показатели физического возбуждения сразу же исчезли, как только сигнализация была осуществлена. Исследователи предположили, что «спокойно-внимательное состояние трансцендентного сознания было нарушено только на мгновение, чтобы осуществить сигнализацию, а затем произошел возврат к маловозбужденному, молчаливому, бодрствующему состоянию». Разумеется, этот эксперимент был проведен только с одним испытуемым, и теперь необходимо его повторение с другими продвинутыми практиками.
Эти факты подтверждают предположение о существовании возрастающего континуума ночного сознания: первым появляется осознание, вслед за ним — «состояние свидетеля» в сновидении и наконец «состояние свидетеля» в снах без сновидений. Этот континуум вполне соответствует ведическими представлениям, что чистое сознание составляет основу развития устойчивых высоких состояний сознания, или просветления. «По Махарши, — поясняет Александер, — первая устойчивая высшая стадия сознания, обозначаемая термином «космическое сознание», определяется как поддержание чистого сознания на протяжении круглосуточного цикла бодрствования, сновидения и глубокого сна».
Джейн Гакенбах и Джейн Босвелд.
"Пути за пределы эго" .
Из предположения, что осознанные сновидения — это только один шаг вперед в универсуме человеческого сознания, вытекает по меньшей мере два важных вопроса: что следует за осознанным сновидением и как нас это касается?
Эволюция саморефлективного сознания не завершается осознанием. Человек способен продвинуться дальше, к более спокойному, невовлеченному состоянию осознания, переживаемому как безграничность. Эта стадия называется «состоянием свидетеля».
Чтобы рассмотреть этот участок сознания от осознания до свидетельствования, Гакенбах, а также Роберт Крансон и Чарльз Александер исследовали опыт сновидений в пяти группах людей: в группе практикующих ТМ-медитацию и четырех контрольных. Они искали характеристики, отличающие осознанные сновидения от «состояния свидетеля» в сновидении и во время снов без сновидений. Исследователи описывали каждое состояние следующим образом:
— Осознанное сновидение — это сновидение, в котором вы активно думаете о том факте, что вы видите сон.
— «Состояние свидетеля» в сновидении — это сновидение, в котором вы переживаете спокойное, исполненное покоя внутреннее осознание бодрствования, полностью отделенное от сновидения.
— «Состояние свидетеля» в глубоком сне — это сон без сновидений, в котором вы переживаете исполненное покоя внутреннее осознание или пробужденность. Вот примеры отчетов людей, занимающихся ТМ-медитацией, о трех состояниях осознания:
Осознанное сновидение.
«Во время сна я начал осознавать сновидение как нечто отдельное, затем стал осознавать, что вижу сон. После этого я начал манипулировать действием и персонажами сновидения, создавая различные ситуации по своему желанию».
«Состояние свидетеля» в сновидении.
«Иногда, каково бы ни было содержание сновидения, я чувствую внутренний покой, осознавая, что сам нахожусь вне сновидения. Иногда я могу даже быть вовлеченным в сновидение, но внутреннее осознание мира сохраняется»
«Состояние свидетеля» в глубоком сне.
«Это чувство бесконечного расширения и блаженства, и ничего более. Затем я начинаю осознавать, что существую, но здесь нет никакой индивидуальности. Постепенно я начинаю осознавать, что я индивид, не уточняя, кто, когда, где, что и т. д. Постепенно эти детали начинают прорисовываться, и я могу пробудиться».
Исследователи обнаружили, что люди, практиковавшие медитацию, переживали все три состояния чаще, чем в контрольных группах. Однако и те и другие переживали больше осознанных сновидений, чем «состояний свидетеля» в сновидении или во сне без сновидений. Это говорит о том, что осознанные сновидения более доступны, независимо от степени обученности и опытности испытуемых, и таким образом предшествуют «состоянию свидетеля».
Исследование группы продвинутых практиков медитации позволило обнаружить важные различия между тремя состояниями осознания во сне. Во-первых, чувство отделенности гораздо чаще встречалось при «состоянии свидетеля» во сне, чем во время осознанных сновидений; испытуемые чувствовали себя более отделенными, находящимися вне сновидения в тех случаях, когда они переживали «состояние свидетеля». Как сказал один из испытуемых, «я и сновидение — это две разные реальности».
Другие различия связаны с положительными эмоциями. Хотя осознанные сновидения и описывались как позитивные, «состояние свидетеля» в сновидении и во сне без сновидений все же воспринималось как еще более позитивное. Чувства в последних двух состояниях напоминали «блаженство» восточных религий, и само это слово чаще встречалось в описаниях «состояния свидетеля» и практически отсутствовало при описании состояния осознания. С другой стороны, контроль сновидения чаще осуществлялся при осознанном сновидении, чем во время «состояния свидетеля». В осознанном сновидении «воля», или способность индивидуального «эго» к произвольности, могла воздействовать на мысли и желания, в то время как при чистом сознании человек удовлетворен и не испытывает желания войти в сновидение.
В специальном эксперименте Лабержу удалось обнаружить различие между осознанными сновидениями испытуемых и «состоянием свидетеля» во сне. Продвинутый ТМ-практик утверждал, что постоянно, в том числе во время сна, находится в «состоянии свидетеля». Как и предполагалось, он мог дать сигнал, что видит сон, и, как это было в других случаях осознанных сновидений, ритм его сердцебиения и дыхания ускорился одновременно с сигнальными движениями глаз. Но, в отличие от людей, переживающих состояние осознания, у него эти показатели физического возбуждения сразу же исчезли, как только сигнализация была осуществлена. Исследователи предположили, что «спокойно-внимательное состояние трансцендентного сознания было нарушено только на мгновение, чтобы осуществить сигнализацию, а затем произошел возврат к маловозбужденному, молчаливому, бодрствующему состоянию». Разумеется, этот эксперимент был проведен только с одним испытуемым, и теперь необходимо его повторение с другими продвинутыми практиками.
Эти факты подтверждают предположение о существовании возрастающего континуума ночного сознания: первым появляется осознание, вслед за ним — «состояние свидетеля» в сновидении и наконец «состояние свидетеля» в снах без сновидений. Этот континуум вполне соответствует ведическими представлениям, что чистое сознание составляет основу развития устойчивых высоких состояний сознания, или просветления. «По Махарши, — поясняет Александер, — первая устойчивая высшая стадия сознания, обозначаемая термином «космическое сознание», определяется как поддержание чистого сознания на протяжении круглосуточного цикла бодрствования, сновидения и глубокого сна».
Джейн Гакенбах и Джейн Босвелд.
"Пути за пределы эго" .