Арабский календарь.
Мусульманский календарь построен только на изменении лунных фаз. Поэтому он является чисто лунным. Многие древние народы — вавилоняне, евреи, греки, китайцы — первоначально пользовались лунным календарем, а впоследствии перешли па лунно-солнечные календарные системы.
Во многих странах Ближнего и Среднего Востока, например в Алжире, Индонезии, Марокко, Пакистане и некоторых других, в которых господствующей религией является ислам, до настоящего времени применяется календарь, основанный исключительно на видимом движении Луны и совершенно не зависящий от движения Солнца.
Все лунные календари основаны либо на 8-летней периодичности («турецкий цикл»), либо на 30-летней периодичности («арабский цикл»). В некоторых странах Востока (Турция, Иран, Афганистан) одновременно применяются календари, построенные как на одном, так и на другом цикле.
Месяцы.
Лунный год мусульманского календаря делится на 12 месяцев.
Их названия:
Мухаррам (30)
Сафар (29)
Раби I (Раби аль-авваль) (30)
Раби II (Раби ас-санни) (29)
Джумада I (Джумада аль-уля) (30)
Джумада II (Джумада аль-ахира) (29)
Раджаб (30)
Шаабан (29)
Рамадан (30)
Дав вал (29)
Зу-ль-каада (30)
Зу-ль хиджа (29/30)
Добавлять к этим 12 месяцам дополнительный 13-й месяц или добавочные дни к отдельным месяцам для согласования с продолжительностью солнечного года строго запрещалось. Исключением является один добавочный день в високосных лунных годах, когда число дней увеличивается с 354 до 355 для удержания новолуния вблизи первого числа месяца. Этот добавочный день включается в зу-л-хиджа — последний месяц года, и тогда в нем количество дней становится равным 30.
Таким образом, мусульманский год всегда короче солнечного: на 10 суток, если мусульманский високосный, а солнечный простой, на 11 суток, если оба года високосные, и даже на 12 дней, если мусульманский простой, а солнечный високосный.
Получается, что если текущий год по мусульманскому календарю начался 20 марта 1969 г., то начало следующего года должно быть 9 марта 1970 г., затем 27 февраля 1971 г. и т. д. Следовательно, начало года со временем передвинется с весны на зиму, с зимы на осень, затем на лето и, наконец, опять вернется к весне. Вот почему в лунном календаре нет месяцев летних и зимних, весенних и осенних — они кочуют по всем временам года. Но это нисколько не смущает последователей ислама.
Високосные годы. Если календарь построен на «арабском цикле», то для определения того, является ли какой-либо год этого календаря простым или високосным, надо число года мусульманского календаря разделить на 30. Если остаток от деления будет равен 2, 5, 7, 10, 13, 16, 18, 21, 24, 26 и 29, то соответствующий год будет високосным.
Применим это правило на практическом примере. Известно, что 9 марта 1970 г. в мусульманском календаре начался 1390 год. Установим теперь, является ли он простым или високосным. При делении числа на 30 в остатке будет 10. Поэтому он високосный и содержит 355 дней.
Если же календарь построен на «турецком цикле», то для установления, является ли год високосным, надо число года разделить па 8. Если остаток от деления окажется равным 2, 5 или 7, то год будет високосным. Отсюда видно, что високосные годы 8-летнего цикла не совпадают с високосными годами 30-летнего цикла.
Хронология.
Мусульманская эра называется хиджрой ( Хиджра — арабское слово, переводится как «откочевка».) и связана с переселением пророка Мухаммеда и первых мусульман из Мекки в Медину, происходившим в сентябре 622 г. н. э. Для мусульманского мира хиджра являлась знаменательным событием, и потому в 638 г. по повелению халифа Омара был введен календарь лунной хиджры и начало новой эры было отнесено к 622 г., т. е. году, в котором произошло переселение Мухаммеда и его последователей. Исходным моментом этого летосчисления является 1 мухаррама, т. е. первый день первого месяца мусульманского года. В пересчете на наше летосчисление этот исходный момент соответствует пятнице 16 июля 622 г. по юлианскому календарю (Точнее, ночи с 15 на 16 июля (с четверга на пятницу), так как у мусульман сутки начинались накануне данной даты, с момента захода Солнца. Этот способ счета суток и сейчас широко распространен, особенно в деревнях.).
Но указанная здесь дата относится не к новолунию, а к неомении. Точный астрономический расчет показывает, что новолуние произошло в четверг 15 июля 622 г. ст. ст.
Мусульманский календарь построен только на изменении лунных фаз. Поэтому он является чисто лунным. Многие древние народы — вавилоняне, евреи, греки, китайцы — первоначально пользовались лунным календарем, а впоследствии перешли па лунно-солнечные календарные системы.
Во многих странах Ближнего и Среднего Востока, например в Алжире, Индонезии, Марокко, Пакистане и некоторых других, в которых господствующей религией является ислам, до настоящего времени применяется календарь, основанный исключительно на видимом движении Луны и совершенно не зависящий от движения Солнца.
Все лунные календари основаны либо на 8-летней периодичности («турецкий цикл»), либо на 30-летней периодичности («арабский цикл»). В некоторых странах Востока (Турция, Иран, Афганистан) одновременно применяются календари, построенные как на одном, так и на другом цикле.
Месяцы.
Лунный год мусульманского календаря делится на 12 месяцев.
Их названия:
Мухаррам (30)
Сафар (29)
Раби I (Раби аль-авваль) (30)
Раби II (Раби ас-санни) (29)
Джумада I (Джумада аль-уля) (30)
Джумада II (Джумада аль-ахира) (29)
Раджаб (30)
Шаабан (29)
Рамадан (30)
Дав вал (29)
Зу-ль-каада (30)
Зу-ль хиджа (29/30)
Добавлять к этим 12 месяцам дополнительный 13-й месяц или добавочные дни к отдельным месяцам для согласования с продолжительностью солнечного года строго запрещалось. Исключением является один добавочный день в високосных лунных годах, когда число дней увеличивается с 354 до 355 для удержания новолуния вблизи первого числа месяца. Этот добавочный день включается в зу-л-хиджа — последний месяц года, и тогда в нем количество дней становится равным 30.
Таким образом, мусульманский год всегда короче солнечного: на 10 суток, если мусульманский високосный, а солнечный простой, на 11 суток, если оба года високосные, и даже на 12 дней, если мусульманский простой, а солнечный високосный.
Получается, что если текущий год по мусульманскому календарю начался 20 марта 1969 г., то начало следующего года должно быть 9 марта 1970 г., затем 27 февраля 1971 г. и т. д. Следовательно, начало года со временем передвинется с весны на зиму, с зимы на осень, затем на лето и, наконец, опять вернется к весне. Вот почему в лунном календаре нет месяцев летних и зимних, весенних и осенних — они кочуют по всем временам года. Но это нисколько не смущает последователей ислама.
Високосные годы. Если календарь построен на «арабском цикле», то для определения того, является ли какой-либо год этого календаря простым или високосным, надо число года мусульманского календаря разделить на 30. Если остаток от деления будет равен 2, 5, 7, 10, 13, 16, 18, 21, 24, 26 и 29, то соответствующий год будет високосным.
Применим это правило на практическом примере. Известно, что 9 марта 1970 г. в мусульманском календаре начался 1390 год. Установим теперь, является ли он простым или високосным. При делении числа на 30 в остатке будет 10. Поэтому он високосный и содержит 355 дней.
Если же календарь построен на «турецком цикле», то для установления, является ли год високосным, надо число года разделить па 8. Если остаток от деления окажется равным 2, 5 или 7, то год будет високосным. Отсюда видно, что високосные годы 8-летнего цикла не совпадают с високосными годами 30-летнего цикла.
Хронология.
Мусульманская эра называется хиджрой ( Хиджра — арабское слово, переводится как «откочевка».) и связана с переселением пророка Мухаммеда и первых мусульман из Мекки в Медину, происходившим в сентябре 622 г. н. э. Для мусульманского мира хиджра являлась знаменательным событием, и потому в 638 г. по повелению халифа Омара был введен календарь лунной хиджры и начало новой эры было отнесено к 622 г., т. е. году, в котором произошло переселение Мухаммеда и его последователей. Исходным моментом этого летосчисления является 1 мухаррама, т. е. первый день первого месяца мусульманского года. В пересчете на наше летосчисление этот исходный момент соответствует пятнице 16 июля 622 г. по юлианскому календарю (Точнее, ночи с 15 на 16 июля (с четверга на пятницу), так как у мусульман сутки начинались накануне данной даты, с момента захода Солнца. Этот способ счета суток и сейчас широко распространен, особенно в деревнях.).
Но указанная здесь дата относится не к новолунию, а к неомении. Точный астрономический расчет показывает, что новолуние произошло в четверг 15 июля 622 г. ст. ст.