Индуистские традиции.
Примерно пять тысяч лет назад на месте современного округа Монтгомери в Пакистане существовала великая Хараппская цивилизация. По берегам рек располагались многочисленные цветущие города. Они имели прекрасную планировку и гармонично вписывались в окружающий пейзаж. Хараппцы поклонялись богине-матери и боготворили женщину, как символ плодородия. Они проповедовали культ рек, связанный с верой в магическую очистительную силу воды.
Слово "тантра" имеет несколько значений: "тайное знание", "магия тела", "практика", "качество". Тантрами называют также священные писания, излагающие суть этого учения.
Все культовые обряды осуществляли профессиональные жрецы – хотары, удгатары и адхварьи. Каждый жрец выполнял отдельную часть работы: хотары произносили заклинания, удгатары были аккомпаниаторами и знатоками музыкальных мелодий, а адхварьи выполняли все необходимые ритуальные действия.
Заклинания, как правило, озвучивались под музыку: "Кто вопит, крепко-накрепко связанный? Кто клянет нас и кто призывает? Разрази его молнией яркой! Отпусти ему, боже, как должное все, что он заслужил! Нас, заклятье свое посылающих, огради от страданий и мук! Твоему милосердию мы поклоняемся, и любовью к Тебе мы себя погасим!"
Многочисленные древние священные тексты "пураны" к VI в до н. э. со временем трансформировались в новую великую религию – индуизм. Важнейшая особенность этой религии в том, что в ней использовалось очень старые традиции, которые не вытеснялись новыми, а сохранялись вместе с ними.
Самой известной традицией было деление людей на касты ("породы"). Каждая каста, в свою очередь, состояла из четырех рангов ("варн"). Самой высшей считалась каста "брахманов" – жрецов, наставников и ученых. Немного ниже была каста "кшатриев" – воинов, правителей и аристократов. Следующей по шла каста "вайшьев" – торговцев и земледельцев. Низшей считалась каста "шудр" – общество слуг и зависимых людей. Ниже всех каст были "неприкасаемые" – бездомные и совсем опустившиеся люди. Представители трех высших каст назывались "двиджа" ("дваждырожденные"). Считалось, что эти люди рождаются повторно, когда проходят обряд посвящения.
Согласно индуистскому мировоззрению, жизнь человека имеет три цели:
Первая цель жизни ("Карма") – поступки и действия, обязанность выполнять свой долг. Считалось, что каждый человек имеет свою "карму", которую получает от богов при появлении на свет. Несоблюдение своего долга наказывается плохим перерождением после смерти.
Вторая цель жизни ("Артха") – польза и выгода. Считалось, что боги поощряют стремление к материальному благополучию. Поэтому человек должен к нему стремиться.
Третья цель жизни ("Кама") – любовь, удовлетворение телесных потребностей. В древней Индии велись самые серьезные исследования всех проявлений интимных отношений. Искусство любви является важнейшей частью индуистской культуры.
Индуисты верят, что мир, в котором человек живет, – это упорядоченный механизм, где все происходит закономерно. Карма поддерживает вечный порядок, всю Вселенную и каждого отдельного человека. Пока человек имеет примитивные желания, он будет постоянно перерождаться после смерти, возвращаясь в мир в виде растений или животных. Такое перерождение называлось "сансара" ("круг бытия").
Душа может освободиться и проследовать "путем богов" только в том случае, если человек освобождается от низменных желаний и обретает "истинное знание". Свобода души ("мокша") – главная цель приверженца древней индийской культуры. Считается, что обрести такую свободу каждый может по-своему: философ, предаваясь глубоким размышлениям, брахман – упражнениями в богословии, аскет – истязанием своего тела.
Индуисты имеют бесчисленное количество богов: в каждой местности свои. Однако главные божества одинаковы для всех приверженцев этой религии. Самым главным богом издавна считалась "богиня-мать". Она была многолика: в гневе эта богиня известна как: Кали (Чёрная), Дурга (Неприступная), Чанди (Лютая). Рассерженная богиня мчалась верхом на льве, высунув кровавый язык и размахивая ожерельем из черепов.
В добром виде главная индуистская богиня необычайно обаятельна. Её называли: Гаури (Белая), Сати (Добрая), Парвати (Горянка), Аннапурна (Угощающая), Шри (Красавица), Лакшми (Щедрая). Обряды поклонения были очень разнообразны: от простого возложения цветка к статуе богини до многодневных праздничных церемоний. Символ главной богини – йони (женские гениталии). Культ поклонения этому символу лежит в основе тантризма, который имеет множество учений и сект. Однако межу ними нет никакого противоборства, поскольку приверженцы разных тантристских течений признают себя единоверцами.
Тантристы довели до совершенства искусство подготовки к любовным действиям. Если, например, христиане уверены, что секс – это отпечаток первородного греха, то индуисты имеют противоположное мнение. Соединение противоположных полов считается священным богослужением. Секс необходим для полного духовного освобождения обоих партнеров. Кроме взаимного освобождения от страстей в сексе осуществляется великая духовная миссия человека: происходит акт творения. Экстаз, достигаемый в половом акте, приравнивается к слиянию души с богом.
Слово "тантра" имеет сразу несколько значений: "тайное знание", "магия тела", "практика", "учение" и даже "качество". Тантрами называли священные писания, излагающие суть этого мистического учения. Тантризм имел два направления: "тантры правой руки" и "тантры левой руки". Правое крыло этого культа объединяло ортодоксальных индуистов, которые отрицали сексуальные обряды и жертвоприношения. Правые тантристы строго придерживались кастовых различий и не пили вина.
Левое направление объединяло людей противоположных взглядов.
Согласно учению тантристов основная цель человеческого существования – в постепенном раскрытии божественной природы (шиватвы), которая заложена в каждой душе. Через телесные наслаждения (бхукти) человек достигает спасения души (мукти). Для тантристов тело – это не "тюрьма души", а великий храм божественной энергии. Все тантрические тексты были построены в виде диалога между богами Шивой и Шакти. Имя богини Шакти переводится как "женская сила", "энергия", "мощь". Эта богиня изображалась стоящей на лежащем Шиве.
Шива – очень древний бог. Ему более пяти тысяч лет! Он имеет два лица: в гневе он известен, как грозный бог Бхайарава. В хорошем настроении он – добродушный бог Шанкара. Шива изображался танцующим, поскольку считалось, что он изобрел 108 специальных танцев. Свою волшебную силу он обретает только во время ритуального танца. Поэтому, делая любое дело, Шива всегда пританцовывает. Во время танца он созидает или разрушает. Он – самый непоседливый бог. Периодически Шива ссорится с Брахмой и Вишну, но всегда их побеждает, поскольку главный символ непобедимого Шивы – "лингам" (фаллос).
Индуистские боги имеют разное происхождение, и разные обязанности:
Вишну создал мир. Он жил в небесном раю Вайкунтхе, восседал на ослепительном троне в окружении изумрудной долины. В трудную минуту Вишну приходит на помощь в облике различных животных.
Сканда – сын Шивы и Парвати. Он – неустрашимый воин, который когда-то победил злого демона Тараку. У Сканды 6 голов, 12 глаз и столько же рук. Он сдвигает горы и меняет путь небесных светил.
Ганеша – другой сын Шивы и Парвати. В отличие от своего брата Сканды, Ганеша добродушный толстяк с головой слона. Ганеша может устранить любые препятствия. Он является покровителем купцов, путешественников и ученых. Индуисты начинают новые дела с молитвы Ганеше – повелителю препятствий.