Обитель Чёрной Королевы
Обитель Чёрной Королевы

Обитель Чёрной Королевы эзотерический и магический форум


Музыка и специфика русского ритуала. Sa3_211
Последние темы
» Крем от купероза (сосудистой сеточки) для лица. Рецепт Катрины.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyВт 1 Авг 2023 - 23:22 автор Katrina

» Полнолуние во Льве – 05 февраля 2023 г.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyПн 6 Фев 2023 - 8:08 автор Katrina

» Имболк и распространённые ассоциации.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyСр 1 Фев 2023 - 3:21 автор Katrina

» Этимология фестиваля. Имболк в прошлом и настоящем.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyСр 1 Фев 2023 - 3:18 автор Katrina

» Культурное, историческое и духовное значение Имболка.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyСр 1 Фев 2023 - 3:12 автор Katrina

» Имболк – энергия священного женского начала.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyСр 1 Фев 2023 - 3:01 автор Katrina

» Масло Имболка для усиления экстрасенсорных способностей.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyСр 1 Фев 2023 - 2:59 автор Katrina

» Масло Имболка для ритуалов исцеления.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyСр 1 Фев 2023 - 2:57 автор Katrina

» Обереги Имболка. Изготовление креста Бригитты.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyСр 1 Фев 2023 - 2:54 автор Katrina

» Масло Имболка для ритуалов любовной магии.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyСр 1 Фев 2023 - 2:52 автор Katrina

» Волшебные зерна Имболка для исполнения желаний.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyСр 1 Фев 2023 - 2:50 автор Katrina

» Традиции Имболка. Горячее молоко со специями.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyСр 1 Фев 2023 - 2:49 автор Katrina

» Bananes flambées.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyСр 1 Фев 2023 - 2:47 автор Katrina

» Традиции Имболка. Ореховое печенье.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyСр 1 Фев 2023 - 2:45 автор Katrina

» Традиции Имболка.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyСр 1 Фев 2023 - 2:43 автор Katrina

» Ритуал исцеления «Колодец Бригитты».
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyСр 1 Фев 2023 - 2:40 автор Katrina

» Богиня Медуза: мифы, символы и как с ней работать.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyПт 27 Янв 2023 - 4:38 автор Katrina

» Общие прогнозы на Полнолуние в Раке.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyПн 9 Янв 2023 - 8:01 автор Katrina

» Полнолуние Волка в Раке 6 января 2023-го – шаг в сторону Нового года.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyВс 8 Янв 2023 - 20:19 автор Katrina

» Астрологические прогнозы на 2023 год для всех знаков Зодиака.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyСр 4 Янв 2023 - 19:33 автор Katrina

» Ядовитый Путь Растений.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyПт 30 Дек 2022 - 5:51 автор Ashera

» Советы по смешиванию растительных компонентов.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyСр 28 Дек 2022 - 21:54 автор BlackQueen

» Как правильно установить Алтарь Йоля.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyВт 27 Дек 2022 - 1:11 автор Katrina

» Установка вашего Йольского алтаря.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyВт 27 Дек 2022 - 1:07 автор Katrina

» Рождество и история его традиций.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyВс 25 Дек 2022 - 21:14 автор Katrina

» Празднуют ли язычники Рождество?
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyВс 25 Дек 2022 - 20:02 автор Katrina

» Новолуние в Козероге 23 декабря 2022 года — завершение и новые начинания.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyСб 24 Дек 2022 - 4:48 автор Katrina

» Новолуние в Козероге.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyСб 24 Дек 2022 - 4:41 автор Katrina

» Как декабрьское Новолуние 2022 года в Козероге повлияет на ваш знак Зодиака.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyСб 24 Дек 2022 - 4:31 автор Katrina

» Афродита: 9 фактов о греческой Богине Любви.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyПт 23 Дек 2022 - 0:34 автор Ashera

» Гламурное заклинание красоты Зеленой Богини для лица.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyПт 23 Дек 2022 - 0:27 автор Ashera

» Заклинание, чтобы избавиться от вредной привычки (изгоняющее).
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyПт 23 Дек 2022 - 0:17 автор Ashera

» Омела, Остролист, Плющ, Берёза, Тис, Дуб.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyЧт 22 Дек 2022 - 21:07 автор Katrina

» Вечнозеленые растения.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyЧт 22 Дек 2022 - 20:59 автор Katrina

» Священные деревья и растения.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyЧт 22 Дек 2022 - 20:51 автор Katrina

» Другие важные символы Йоля. Йольские праздники.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyСр 21 Дек 2022 - 8:45 автор BlackQueen

» Символы плодородия.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyСр 21 Дек 2022 - 8:42 автор BlackQueen

» Как создавать языческие украшения.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyСр 21 Дек 2022 - 8:37 автор BlackQueen

» Другие символы Йоля. Сходство с христианским символизмом.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyСр 21 Дек 2022 - 8:33 автор BlackQueen

» Рождественские поделки и украшения.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyСр 21 Дек 2022 - 8:30 автор BlackQueen

» Коктейль «Зимнее солнцестояние» с розмарином и клюквой.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyВт 20 Дек 2022 - 21:41 автор Katrina

» Ванна Афродиты: ритуал любви и привораживания своими руками.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyВт 20 Дек 2022 - 15:21 автор Katrina

» Благословение белой свечи на Йоль.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyВт 20 Дек 2022 - 15:00 автор Katrina

» Расклад Таро на Зимнее Солнцестояние.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyВт 20 Дек 2022 - 8:58 автор Vedma Kassandra

» Заклинание, чтобы благословить ваши рождественские подарки.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyВт 20 Дек 2022 - 8:38 автор Vedma Kassandra

» Йольские божества.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyВс 18 Дек 2022 - 23:45 автор Katrina

» Дикая Охота.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyВс 18 Дек 2022 - 23:38 автор Katrina

» Два короля.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyВс 18 Дек 2022 - 23:35 автор Katrina

» Рождение Солнца.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyВс 18 Дек 2022 - 23:32 автор Katrina

» Рождественские предания и божества.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyВс 18 Дек 2022 - 23:30 автор Katrina

» Создание куклы -Богини для любовных заклинаний.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyСб 17 Дек 2022 - 5:34 автор Katrina

» Магия роз: 9 способов использовать розы в колдовстве.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyСб 17 Дек 2022 - 4:59 автор Katrina

» Легкий приворот с помощью свечной магии.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyСб 17 Дек 2022 - 4:41 автор Katrina

» Медитация Гекаты на перекрестке.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyПт 16 Дек 2022 - 1:08 автор Vedma Kassandra

» Ритуал Рогатого Бога.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyЧт 15 Дек 2022 - 3:10 автор BlackQueen

» Сатана.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyСр 14 Дек 2022 - 7:04 автор Katrina

» Левиафан.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyСр 14 Дек 2022 - 7:01 автор Katrina

» Флереус/Фларос.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyСр 14 Дек 2022 - 6:56 автор Katrina

» Люцифер.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyСр 14 Дек 2022 - 6:50 автор Katrina

» Белиал.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyСр 14 Дек 2022 - 6:41 автор Katrina

» Стойкий Дух.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyВс 11 Дек 2022 - 3:22 автор Katrina

» Тонтту.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyВс 11 Дек 2022 - 3:19 автор Katrina

» Томтен.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyВс 11 Дек 2022 - 3:17 автор Katrina

» Ниссе.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyВс 11 Дек 2022 - 3:13 автор Katrina

» Скандинавский домашний дух.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyВс 11 Дек 2022 - 3:10 автор Katrina

» Важные йольские символы.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyЧт 8 Дек 2022 - 23:34 автор Katrina

» Викканский и друидский взгляд на Йоль.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyЧт 8 Дек 2022 - 23:28 автор Katrina

» Йоль в Прошлом и Сейчас.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyЧт 8 Дек 2022 - 23:26 автор Katrina

» Ключевая разница между Йолем и Рождеством.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyЧт 8 Дек 2022 - 23:23 автор Katrina

» Сходства между Йолем и Рождеством.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyЧт 8 Дек 2022 - 23:16 автор Katrina

» Подобные фестивали к Йолю.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyЧт 8 Дек 2022 - 23:12 автор Katrina

» От Йоля до Рождества. Что такое Йольский фестиваль?
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyЧт 8 Дек 2022 - 23:06 автор Katrina

» Кратко о ханаанской религии.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyЧт 8 Дек 2022 - 13:07 автор Ashera

» Ашера в Финикии.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyЧт 8 Дек 2022 - 13:05 автор Ashera

» Ашера в Аравии.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyЧт 8 Дек 2022 - 13:01 автор Ashera

» Ашера в Месопотамии.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyЧт 8 Дек 2022 - 12:57 автор Ashera

» Ашера в Хеттской Религии.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyЧт 8 Дек 2022 - 12:54 автор Ashera

» Ашера в Древнем Египте.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyЧт 8 Дек 2022 - 12:50 автор Ashera

» Ашера в Угаритских Традициях.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyЧт 8 Дек 2022 - 12:46 автор Ashera

» Ашера в Ветхом Завете.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyЧт 8 Дек 2022 - 12:40 автор Ashera

» История Лилит, рассказанная ней самой. Часть 3. Появление Самаэля.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyЧт 8 Дек 2022 - 5:14 автор BlackQueen

» История Лилит, рассказанная ней самой. Часть 2. Замена и Изгнание из Эдема.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyЧт 8 Дек 2022 - 5:09 автор BlackQueen

» История Лилит, рассказанная ней самой. Часть 1. Как появилась Лилит.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyЧт 8 Дек 2022 - 5:05 автор BlackQueen

» Полнолуние в Близнецах — 08 декабря 2022 года.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyЧт 8 Дек 2022 - 3:33 автор Katrina

» Луна в Овне.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyПн 5 Дек 2022 - 14:35 автор BlackQueen

» Полнолуние в декабре 2022 года – Холодная Луна.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyПн 5 Дек 2022 - 6:15 автор Katrina

» 13 лайфхаков со свечами, которые может использовать каждый.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyСб 3 Дек 2022 - 15:49 автор Katrina

» «Жива» вода.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyСб 3 Дек 2022 - 2:29 автор Katrina

» Формула Уксуса Четырех Воров.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyПт 2 Дек 2022 - 3:58 автор Ashera

» Ритуал Изгнания Мари Лаво с использованием куклы.
Музыка и специфика русского ритуала. EmptyПт 2 Дек 2022 - 3:56 автор Ashera

Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 12, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 12 :: 3 поисковых систем

Нет

Больше всего посетителей (497) здесь было Сб 28 Дек 2019 - 5:10

Відьомська Оселя

Музыка и специфика русского ритуала. Sa_5_211

Музыка и специфика русского ритуала. Sa_1_411 Музыка и специфика русского ритуала. Sa_2_111

Музыка и специфика русского ритуала. Sa_4_111


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Музыка и специфика русского ритуала.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Vedma Kassandra

Vedma Kassandra
ВЕДЬМА - медиум, модератор
ВЕДЬМА -  медиум, модератор
Музыка и специфика русского ритуала.

Статья из сборника материалов конференции «Звучащая философия». Автор А.А. Мельникова (Плескачевская)
В статье рассматривается восприятие музыки на примере русских (славянских) песен.
Вообще, звук и ритуал, влияние звука на (под)сознание - интереснейшая тема для отдельного исследования.


Перед каждым этносом изначально стояли задачи адаптации, которые можно разделить на внешние (адаптация к климату, местности, племенному окружению и т. п.) и внутренние (гармонизация отдельного индивида, сплочение коллектива как единого целого, способы трансляции наиболее значимых для существования этноса положений). Каждая этническая общность решает эти задачи различным способом, однако музыка является значимым компонентом, особенно при решении внутренних задач.

Почему именно она? Физиологи доказали, что соотношение музыкальных интервалов коррелируются с соотношениями частотных характеристик, описывающих устойчивые психофизические состояния человека. По мнению зарубежных исследователей (в частности, у Е. Чаппла в книге «Культура и биологический индивид») функциональные нарушения в человеческом организме, а также разобщенность внутри группы имеют своей основой эмоциональную асинхронию (как внутрителесную, так и в системе «человек-человек»). Ритуальный ритм близок по частотным характеристикам альфа-ритму человеческого мозга (8-14 Гц). Этот ритм характерен для человека в состоянии засыпания, когда бодрствующее состояние уже ушло, а сон еще не наступил — краткий промежуток между явью и сном. В психологии данное состояние человека используют для внушения, считая, что это наиболее пригодное для такой процедуры время. Стимуляция человека ритуальным ритмом, звукоряд которого близок к альфа-ритму, активизирует эпилептоидную тенденцию, присущую в скрытом состоянии каждому индивиду, и в результате открывается возможность для наступления измененного состояния сознания, вплоть до транса.

Переведение сознания из активного состояния в пассивное является одним из существенных условий синхронизации внутриорганических процессов, так как:
1. появляется возможность использовать ту энергию, которую в активном состоянии мозг тратит на обеспечение нормального протекания сознательных процессов;
2. левое полушарие, отвечающее за рациональную обработку поступающей информации, тормозит деятельность правого, не давая синхронизировать биологическую активность мозга. Об этом аспекте взаимодействия полушарий в книге «Ключ к тайнам мозга» (1995 г.) пишет Э.К. Каструбин: «Восприятие музыки осуществляется правым (образным) полушарием. Одно полушарие играет по отношению к другому роль демпфирующего устройства: при выключении речевого, левого полушария правое полушарие лучше распознает музыку и неречевые звуки, при выключении правого полушария левое лучше разбирает звуки речи».

Таким образом, ритуальные ритмы синхронизируют биоволновую активность мозга, в результате чего устраняется рассогласованность как внутриорганических процессов самого различного уровня, так и частично устраняется разобщенность внутри группы, так как происходит внутриколлективная синхронизация (у Германа Гессе в романе «Игра в бисер» мы читаем: «Подобно пляске, да и любому искусству, музыка была в доисторические времена волшебством, одним из древних и законных средств магии. Коренясь в ритме (хлопание в ладоши, топот, рубка леса, ранние стадии барабанного боя), она была мощным и испытанным средством одинаково «настроить множество людей, дать одинаковый такт их дыханию, биению сердца и состоянию духа… И эта изначальная, чистая и первобытно-могучая сущность сохранялась в музыке гораздо дольше, чем в других искусствах»).

Однако ритуальное действо в России включает в себя не один только музыкальный ритм — в нашей традиции музыка неотделима от пения (некоторые традиции лишены подобной специфики, и ритуал у них сковывается ритмом, барабанным боем, хлопаньем в ладоши, совместными выкриками, но не песней). Пение выполняет двоякую функцию — с одной стороны, усиливает ритм (см. об этом, например, у В.А. Лапина и Е.Е. Васильевой в кн. «Об одном ритмическом типе русских свадебных песен», или у А.М. Махнецова и Е. Мельник в кн. «Народные песни ленинградской области». Л., 1985), а с другой — усиливает гармонизацию внутри коллектива, внутреннюю настройку ее членов друг на друга (частично произведенную ритмом, который настроил биологическую активность мозга всех членов группы на работу в одном режиме). Особенно способствовало усилению и коллективной взаимонастройке характерное для русской традиции хоровое пение. И. Ильин в книге «О грядущей России» пишет: «В отличие от ряда других народов, заменяющих хоровое пение рубленным речитативом или совместным ревом в унисон, русский национальный хор, никем не обученный, как бы «от природы», без подготовки, исполняет песню во много голосов, по слуху, верно, причем каждый голос гармонически ведет свою мелодическую линию, свободно варьируя подголоски и двигаясь в самобытных тональностях, доселе не определенных музыкальными теоретиками. Русский поющий хор есть истинное чудо природы и культуры, в котором индивидуализированный инстинкт свободно находит себе индивидуальную и верную духовную форму, и свободно слагается в социальную симфонию». (Заметим, кстати, эту особенность русской традиционной гармонизации — в таком коллективном действе каждый проводил в общем ритме свою индивидуальную линию). По традиционным канонам поющие располагались кругом — расположение в ряд появилось позже. Нет зрителей, все участники, что, с одной стороны, еще более сплачивает коллектив, а с другой — усиливает звучание, так как за пределами круга либо при фронтальном расположении поющих эффект согласного звучания ослабевает (фронтальное расположение хора, которое мы наблюдаем сейчас, появилось позже, когда петь стали не в рамках ритуала, а для зрителей).

Кроме того, слова в песне несли нагрузку социальных моделей поведения, которые в специфическом состоянии альфа-ритма усваивались глубже и полнее; такое усвоение усиливалось еще и многократными повторениями текстов, ибо, хотя, например, ритуальные и свадебные песни различались, однако и свадьба, и похороны происходили в деревне регулярно (как воспроизводились и другие обряды), что позволяло заложенные в песне нормы и правила поведения глубоко внедрить в сознание членов коллектива.

Поскольку объем тезисов весьма ограничен, я просто приведу шутливый пример (хотя, как говорят, в каждой шутке есть только доля шутки) — разберу гендерные нормы, заложенные в паре известных украинских народных песен (впрочем, возможно, они и авторские, но авторы жили давно и, если и известны, то узкому кругу). Первый текст следующий:

Иванко, ты, Иванко
Сорочка вышиванка
Высокый та стрункый
Ще й на бороди ямка.

Таким образом, в юноше ценится красота внешнего облика — одежды (вышитая сорочка) и тела (высокий, стройный, с ямочкой на подбородке). К девушке же требования в этой песне несколько иные:

Маруся, ты, Маруся
Люблю твою я вроду
Люблю дывытыся
Як ты идэшь по воду.

Внешний облик тоже важен, однако он, в отличии от мужского, не детализируется — просто врода (красота, стать); кроме того, для девушки подчеркивается важность ее внутренних черт, однако это отнюдь не доброта, понимание, отзывчивость и т. п., а работящесть. И мне кажется, для украинских песен такие гендерные акценты не исключение — например, в шутливой песенке про пироги с творогом мы опять встречаемся с работящей дивчиной (которая и испекла эти самые пироги) и молодым человеком, приглашенным в гости их отведать. Однако в разгар угощения случается неприятное для него событие:

Та раптом из-за лису
Зъявылысь ворогы
Козак из переляку
Сховався в буръяны.

Однако пришедшие из лесу люди оказались не врагами, как решил «смелый» казак, а охотниками, которые «взялы соби дивчыну, и з сыром пырогы». Последнее особенно задело юношу:

Козак гирко заплакав:
«Прокляти ворогы!
Берыть соби дивчыну —
Виддайте пирогы!

В конце поющие призывают никогда не менять любовь на пироги. Проанализируем эту песню. Женщина предстает работящей — умелой кухаркой, но пассивной (ее охотники забирают себе, как и пироги, как будто между ними нет разницы). Мужчина труслив и любит поесть; за работой он не показан (хотя в тексте и присутствуют охотники, однако для Украины, традиционной житницы, охота не являлась основным занятием мужского населения). С моей точки зрения, любая песня, многократно исполняющаяся в группе, транслирует на уровень индивидуального бессознательного членов этого коллектива заложенные в ней модели поведения. Конечно, на основании анализа двух песен нельзя делать вывод о гендерных нормах поведения украинцев, однако во второй песне мы сталкиваемся с чертой, которую приписывают этой нации их соседи — жадностью (помните, один из типичных анекдотов на эту тему, когда в поезде двумя попутчиками оказываются негр и украинец; негр достает банан, украинец, никогда его не евший, просит попробовать — негр дает, затем хохол достает сало — афроамериканец, в свою очередь, просит попробовать, на что получает ответ: «Сало як сало, чего его пробовать»).

Однако вернемся к русскому этносу. Еще одной особенностью нашей традиции было совмещение музыки с движением. То есть, наряду с имманентно присущей музыке обязательностью ритмической организации, которая во многих ритуальных празднествах (у русских — практически во всех) соединена с вокалом (песней), здесь добавляется еще один компонент — телесная активность, движение. Как разворачивается танец в русской культуре? «Трудно назвать более известное и яркое явление традиционной русской культуры, чем хоровод…Хороводы рассматривались как обрядовые формы с архаичной солярной символикой; как отражение космогонических представлений о смерти-возрождении или отзвук аграрной магии и инициальных девичьих обрядов; как «первородные» синкретические действа… и т. д.» (См. Кукин А., Лапин В. К проблеме русских хороводов. В кн. «Народный танец. Проблемы изучения» СПб., 1991).. Хоровод — это круговой танец, а круг был главным сакральным знаком; языческий «громовой знак» — колесо с шестью спицами-лепестками — до сих пор центральный знак орнамента (даже сейчас мы применяем выражения «круг друзей», «круг единомышленников»). В хороводе мы опять встречаем соединение трех элементов — кругового расположения, пения и коллективности исполнения. («Все без исключения хороводы представляют собой массовое действо, участники которого двигаются под песню. Возможны переходы одной пространственной формы к другой, например, замкнутый круг трансформируется в цепь и обратно, процессия завершается образованием круга… Под игровым хороводом чаще всего подразумевается действо, в котором хор движется по кругу, а в центре круга «персонажи» хороводной песни «разыгрывают» сюжет (См. в указ. кн. Кукина А и Лапина В)). Таким образом, хоровод — это не просто круговое движение под песню, а движение и пение одновременно, ибо пели сами движущиеся; впоследствии произошла трансформация: поющие перестали двигаться и развернулись в шеренги — таким предстает современный хор (хоро- и коло-(круг) фонетически близки, то есть круговая форма расположения заложена уже в самом слове «хор»). Песня же в хороводе — не мелодичная, а ритмичная (Разделение на ритмическое и мелодическое звучание можно встретить, например, у С.Г. Торсина в сб. «Колокола, история и современность» (М., 1990), где он отмечает: «По типу звон бывает мелодический (Западная Европа» и ритмический (Россия)»): «хоровое исполнение всегда сковано железным ритмом, который при сложнейших ритмических фигурах не дает рассыпаться ансамблю» (См. кн. Эвальд З. Песни свадебного обряда на Пинеге / Крестьянское искусство СССР: Искусство Севера. Ч.П. Л., 1928.). То есть в хороводе соединены ритм, движение, пение и коллективность.

Музыка была составной частью даже тех русских обычаев, которые казались от нее бесконечно далеки. Например, характерным элементом русской ритуальной традиции является обрядовый круговой кулачный бой. Скажем, при описании погребального обряда в «Повести временных лет» мы читаем: «Аще кто умряше творяху тризну над ним». В материалах для словаря древнерусского языка И. Срезневского, вышедшего в 1903 г., читаем: «Под словом «тризна», творимая над покойником, надо понимать, конечно, не поминальный пир по умершему (носивший название «стравы»), а боевые игры, ристания, особые обряды, призванные отгонять смерть от оставшихся в живых, демонстрировавшие их дееспособность. В памятниках ХI века слово «тризна» (трызна) означает «борьбу», «состязание» и соответствует греческим словам, означающим состязания в палестре или на стадионе. «Тризнище» — арена, стадион, место состязаний». Связь кулачных боев с ритуальными праздниками (а не только с погребальным обрядом) отмечает Д.К. Зеленин: «В станице Кавказская на Кубани на Рождество и в другие праздничные дни девушки устраивали на улице общий хоровод, а парни — кулачные бои, причем все население станицы делилось на две враждебные партии. Бой идет во все время пения хоровода, как только прекращаются песни в нем, парни один по одному убывают с той и другой стороны к хороводу и бой слабеет» («Этнографическое обозрение» ХХХI, 1896, № 4. С. 378). Кулачный бой сопровождался пением самих бойцов (так называемые «частушки под драку»), а в некоторых местах зафиксирована традиция женского пения во время боя. То есть круговой обрядовый кулачный бой включает в себя те же характеристики, которые мы зафиксировали в хороводах — совместное, коллективное исполнение (бойцы становятся кругом, один — в центре, отбивает все атаки), телесная включенность (движения), ритмизирующая музыка.

Таким способом организованный ритуал сплачивал коллектив, гармонизируя внутриколлективные процессы. К сожалению, теперь такой способ гармонизации утрачен. Долгое время соединяющим моментом русского праздника оставалась хоровая песня в ее застольном варианте. Однако можно констатировать, что, с одной стороны, все меньшее количество людей знают полные тексты песен (хочется верить — для деревень это не так, однако для города весьма характерно), а, с другой стороны, во время современного застолья акцент начинает смещаться на индивидуальное пение под гитару.


Взято отсюда:etheroneph.com

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения