ЛИСИЧКА-СЕСТРИЧКА. И НЕ ТОЛЬКО...
Рассматривая фольклорный образ Лисы, мы как бы приоткрываем дверь в далекую эпоху матриархата с присущими ей обычаями и нравами. Животные - главные персонажи русских народных сказок - обычно мужского рода: бык, конь, волк, медведь и др. Но есть, конечно, и животные женского рода: коза, лягушка, мышка, курочка. Однако, все они ни по популярности, ни по значимости не могут сравниться с Лисой Патрикеевной - носительницей как лучших, так и худших качеств всего женского племени, и в определенной степени - выразительницей самой сути женской природы.
Женский образ, как он сложился на протяжении веков и тысячелетий в народном представлении, был в значительной степени экстраполирован на лису. Между прочим, такая традиция укоренилась в основном среди славянских этносов. В фольклоре других индоевропейских народов зачастую действует не лиса, а лис.
Лиса - героиня главным образом бытовых русских народных сказок. Но, случается, действует она и в волшебных, что свидетельствует о глубокой древности и архаике подобных сюжетов. Соответственно, и окружением Лисы в таких случаях становятся не домашние и лесные животные, типичные для сравнительно недавней крестьянской жизни, а традиционные фольклорные чудища и даже природные стихии. Такие архаичные пласты древней духовной культуры, восходящей по меньшей мере к гиперборейским временам, обнаруживаются в русской волшебной сказке "Кузьма Скоробогатый" - аналоге французского "Кота в сапогах".
В наиболее распространенном варианте этой сказки, известном в обработке А.Н.Толстого, Лиса с помощью изощренной смекалки делает своего побратима Кузьму владетелем несметных богатств и наследником царства, принадлежащего Змею Горынычу.
Однако, в оригинальной версии этой сказки, опубликованной в сборнике Афанасьева, хозяевами царства, доставшегося Кузьме, оказываются царь Огонь и царица Молния (вариант - Гром-батька и Молния-матка), что свидетельствует о самых что ни на есть глубинных арийских (а значит, и гиперборейских) корнях самого сказочного сюжета и действующих персонажей.
Если в славянском фольклоре сохранились лишь слабые намеки о великом матриархальном прошлом лисы, то, к примеру, в китайской мифологии матриархальные реминисценции присутствуют в гораздо большем объеме, раскрывая глубинные аспекты древнего и общего (гиперборейского) мировоззрения. В китайской культуре сформировалась настоящая "лисья философия", имеющая ярко выраженный матриархальный характер.
Лиса, по представлениям китайцев, - это животное, в чьей природе четко прослеживаются сверхъестественные качества. Они позволяет лисе легко менять внешний облик, зачастую превращаясь в человека. Достигнув возраста 50-и лет, лиса может превратиться в женщину, а после 100 лет - в молодую и прекрасную девушку или, если захочет, - в колдуна, обладающего сверхъестественной силой. Прожив 1000 лет, она принимается в рай, где становится "Божественной Лисой"
Рассматривая фольклорный образ Лисы, мы как бы приоткрываем дверь в далекую эпоху матриархата с присущими ей обычаями и нравами. Животные - главные персонажи русских народных сказок - обычно мужского рода: бык, конь, волк, медведь и др. Но есть, конечно, и животные женского рода: коза, лягушка, мышка, курочка. Однако, все они ни по популярности, ни по значимости не могут сравниться с Лисой Патрикеевной - носительницей как лучших, так и худших качеств всего женского племени, и в определенной степени - выразительницей самой сути женской природы.
Женский образ, как он сложился на протяжении веков и тысячелетий в народном представлении, был в значительной степени экстраполирован на лису. Между прочим, такая традиция укоренилась в основном среди славянских этносов. В фольклоре других индоевропейских народов зачастую действует не лиса, а лис.
Лиса - героиня главным образом бытовых русских народных сказок. Но, случается, действует она и в волшебных, что свидетельствует о глубокой древности и архаике подобных сюжетов. Соответственно, и окружением Лисы в таких случаях становятся не домашние и лесные животные, типичные для сравнительно недавней крестьянской жизни, а традиционные фольклорные чудища и даже природные стихии. Такие архаичные пласты древней духовной культуры, восходящей по меньшей мере к гиперборейским временам, обнаруживаются в русской волшебной сказке "Кузьма Скоробогатый" - аналоге французского "Кота в сапогах".
В наиболее распространенном варианте этой сказки, известном в обработке А.Н.Толстого, Лиса с помощью изощренной смекалки делает своего побратима Кузьму владетелем несметных богатств и наследником царства, принадлежащего Змею Горынычу.
Однако, в оригинальной версии этой сказки, опубликованной в сборнике Афанасьева, хозяевами царства, доставшегося Кузьме, оказываются царь Огонь и царица Молния (вариант - Гром-батька и Молния-матка), что свидетельствует о самых что ни на есть глубинных арийских (а значит, и гиперборейских) корнях самого сказочного сюжета и действующих персонажей.
Если в славянском фольклоре сохранились лишь слабые намеки о великом матриархальном прошлом лисы, то, к примеру, в китайской мифологии матриархальные реминисценции присутствуют в гораздо большем объеме, раскрывая глубинные аспекты древнего и общего (гиперборейского) мировоззрения. В китайской культуре сформировалась настоящая "лисья философия", имеющая ярко выраженный матриархальный характер.
Лиса, по представлениям китайцев, - это животное, в чьей природе четко прослеживаются сверхъестественные качества. Они позволяет лисе легко менять внешний облик, зачастую превращаясь в человека. Достигнув возраста 50-и лет, лиса может превратиться в женщину, а после 100 лет - в молодую и прекрасную девушку или, если захочет, - в колдуна, обладающего сверхъестественной силой. Прожив 1000 лет, она принимается в рай, где становится "Божественной Лисой"