Иранская магия.
«Чтобы уничтожить врага, нужно семь раз расплавить его восковую фигурку и семь раз дать ей застыть… в старые времена люди верили, что этой силой можно пользоваться даже после смерти».
Персия: «Китаби Асрари Сихри Кави», 1326 г. хиджры
Если поставить восковое изображение человека перед трупом, этого человека постигнет несчастье.
Ассирия: «Маклу», Табличка IV
Персидскую магию можно назвать квинтэссенцией ближневосточного оккультизма. К сожалению, войны и религиозные распри последних трёх тысячелетий легли тяжким бременем на страну, служившую своеобразным буфером между Востоком и Западом, и поэтому многие важные документы были бесследно утрачены. Всем известно, что ещё в глубокой древности зороастрийцы разработали систему магических ритуалов[79]. Некоторые из них зафиксированы в тайных книгах их духовных наследников — современных индийских парсов. В результате арабских походов VII в. многие оккультные обычаи были искоренены и заменены аравийскими верованиями. Пережитки ассирийской и вавилонской магии, некогда весьма популярной в Персии, встречаются главным образом в сельских районах, где жители до сих пор пользуются амулетами и заклинаниями.
В современном Иране магические предметы — довольно большая редкость, тогда как, например, в Египте или Индии их можно купить на каждом шагу. Тем не менее большинство персидских магических рукописей производят впечатление серьёзных оккультных трудов. Этим они выгодно отличаются от индийских и египетских подделок, которые зачастую называют интригующим словом «трактат», чтобы выманить побольше денег у простодушных туристов.
Персы всегда относились к своей магии серьёзно. Подтверждением тому служит манускрипт, который показал мне один адепт-самоучка. Судя по почерку и фразеологии, он был написан около двухсот лет назад. Книга называется «Океан тайн» и состоит приблизительно из четырёхсот страниц; в ней нет иллюстраций, но заметно, что её неоднократно читали.
«Океан тайн» разделён на тридцать частей и, вероятно, служит копией другой работы, дополненной примечаниями её бывшего владельца. Во избежание трений с мусульманскими властями, автор предисловия отмечает, что «ничего нельзя совершить Магическим путём без согласия Господа; и это согласие даётся лишь тем, кто вышел на стезю добродетели благодаря волевым и телесным усилиям».
В первой главе автор вводит читателя в курс дела и объясняет, что такое «магический» склад ума. По его словам, оккультные обряды — это особый способ «прожить две жизни в течение одной». Здесь мы сталкиваемся с редким примером «экономии времени», который, в частности, наводит на мысль, что жители Востока не так уж терпеливы, как принято считать.
Для того, чтобы вступить в контакт со сверхъестественными существами — хранителями магических тайн, необходимо медитировать в течение тридцати дней и есть ровно столько, чтобы не умереть с голоду. Всё это время взгляд должен быть «прикован к земле». Маг, не соблюдающий пяти ритуальных омовений рук, ног, лица, глаз и ушей, никогда не добьётся успеха в своём деле. Он должен запереться в комнате, куда нет доступа женщинам, и выучить наизусть имена ангелов, владеющих магическими секретами. Одновременно нужно изготовить несколько амулетов. Первый из них — серебряная рука с полумесяцем, завёрнутая в хлопчатобумажную и шёлковую ткани. Второй амулет сделан из глины и украшен тремя лоскутками хлопчатобумажной ткани «длиною в ваш мизинец»; на него можно будет взглянуть только по истечении тридцатидневного срока. Третий амулет — это клочок белой бумаги, на котором чёрным пером нарисовано два взаимопересекаюшихся чёрных квадрата.
Эти амулеты призваны защитить колдуна от злых духов. Они отчасти напоминают древнехалдейские оккультные предметы, а пересекающиеся квадраты, возможно, связаны с Соломоновой Печатью.
Помимо амулетов, маг должен изготовить плащ из разноцветных лоскутков — шафрановых, белых и голубых, и оросить его благоуханной розовой водой. Этот плащ надевают перед каждой магической церемонией со словами: «Рашан, Аршах, Нараш». Насколько мне известно, ни в одном другом восточном обряде они не употребляются.
Автор «Океана» утверждает, что во время ритуала голову всегда нужно покрывать, в то же время ноги должны оставаться босыми. «Не отращивайте бороду больше установленной длины». Это предписание, вероятно, объясняется исламским влиянием: по мусульманским правилам, длина бороды не должна превышать величины сжатого кулака.
«Если вы хотите, чтобы просветление пришло к вам как можно скорее, — продолжает мудрец, — всегда надевайте этот плащ во время медитаций и садитесь на специальный кожаный коврик».
Вся процедура занимает сто дней: «Тридцать дней воздержания, тридцать дней на восстановление сил и тридцать дней поста с рассвета до заката с приёмом пиши по ночам. В заключительные десять дней вы почувствуете, что обрели силу».
В период поста маг должен сделать выбор. Это означает, что ему необходимо выбрать цель и точно установить, чего он желает добиться во время первого магического эксперимента. Важно подчеркнуть, что, «если в один из Ста Дней к адепту подойдёт собака, его барака (“сила”) будет уничтожена, и ему придётся совершить полное омовение и в Новолуние начать всё сызнова».
Совершив все эти трудоёмкие приготовления, будущий колдун должен облачиться в свой плащ и чёрным по белому написать заклинание. Такие заклинания называются Kutub («книги»); их созерцают не менее одного раза в день, обычно утром или вечером.
После этого маг приходит в пустынное место, где никто не смог бы его побеспокоить. Здесь он совершает первый обряд, после которого становится настоящим магом. Поставив «один на другой» семь камней, он начинает ходить вокруг, повторяя про себя имена ангелов.
Для экзорцизма требуются свежая глина, перемешанная с травой, и два маленьких горшка: один — с мёдом, другой — с козьей шерстью. Всё это нужно смешать в центре круга, обойти вокруг одиннадцать раз и произнести такую молитву:
«Нулуш! Я связываю тебя! Я приказываю тебе явиться ко мне великим именем, которое знал Соломон, сын Давидов, великий маг, именем которого я обращаюсь к тебе!»
Затем заклинатель («не ища Нулуша») изрекает экзорцистскую формулу:
«Ashhadu inna la illaha Allah» [повторить дважды] и «Audubillahi min ash-Shaitan er-Rajim!»
Последняя фраза предохраняет от вмешательства Дьявола. Заклинаемый дух принимает человеческий облик «только по приказу экзорциста». Люди, которые боятся увидеть духа, могут просто отдать ему приказание и вернуться восвояси.
Но если дух материализовался, можно назначить время, когда ему следует являться за приказаниями. Судя по сказкам «Тысячи и одной ночи», джинна можно даже загнать в бутылку:
«Возьми кошачий хвост, обрызгай его несколькими капельками краски индиго и помести в небольшую металлическую бутылку, отлитую из чистой меди. Чистая медь отвращает любую опасность. Затем вынь кошачий хвост, а индиго стряхни в бутылку.
Повтори тридцать три раза такие слова: “Именем Соломона, сына Давида, повелителя Магов, приказываю Духу Силы [назови Духа] войти в эту бутылку”. Когда дух явится, он попросит, чтобы ты отпустил его с миром домой. Скажи ему: “Мир с тобой, Дух, но знай, что отныне твой дом находится в этой бутылке, и я — твой Хозяин, и ты должен помогать мне во всём, что бы я ни говорил и что бы ни делал”. После этих слов дух войдёт в бутылку в виде белого облачка.
Ты должен иметь под рукой затычку, которая была бы хорошо пригнана к горлышку и непременно сделана из свинца. Заткни бутылку, оставив небольшой зазор. В этот зазор налей кипящей смолы, смешанной с кедровым соком.
Когда захочешь поговорить с духом, вызови его и обходись с ним по-дружески. Ты увидишь его через стенки бутылки; у него будет маленькое личико, похожее на человеческое, только круглое».
С духом нужно говорить раз в день и «принимать от него небольшие услуги, которые ваш раб будет оказывать вам с огромным удовольствием; рабу нравится сознавать, что он полезен своему хозяину». Если дух обнаружит, что его хозяину грозит опасность, он позовёт вас именем Соломона, сына Давида («впереди раздастся негромкий крик»). По возможности отпускайте духа домой раз в двенадцать лет. Он непременно вернётся, если вы возьмёте у него маленькую бирюзовую табличку, на которой записано его имя и обязанности; «Соломон снабдил такими табличками всех Джиннов…»
«Чтобы уничтожить врага, нужно семь раз расплавить его восковую фигурку и семь раз дать ей застыть… в старые времена люди верили, что этой силой можно пользоваться даже после смерти».
Персия: «Китаби Асрари Сихри Кави», 1326 г. хиджры
Если поставить восковое изображение человека перед трупом, этого человека постигнет несчастье.
Ассирия: «Маклу», Табличка IV
Персидскую магию можно назвать квинтэссенцией ближневосточного оккультизма. К сожалению, войны и религиозные распри последних трёх тысячелетий легли тяжким бременем на страну, служившую своеобразным буфером между Востоком и Западом, и поэтому многие важные документы были бесследно утрачены. Всем известно, что ещё в глубокой древности зороастрийцы разработали систему магических ритуалов[79]. Некоторые из них зафиксированы в тайных книгах их духовных наследников — современных индийских парсов. В результате арабских походов VII в. многие оккультные обычаи были искоренены и заменены аравийскими верованиями. Пережитки ассирийской и вавилонской магии, некогда весьма популярной в Персии, встречаются главным образом в сельских районах, где жители до сих пор пользуются амулетами и заклинаниями.
В современном Иране магические предметы — довольно большая редкость, тогда как, например, в Египте или Индии их можно купить на каждом шагу. Тем не менее большинство персидских магических рукописей производят впечатление серьёзных оккультных трудов. Этим они выгодно отличаются от индийских и египетских подделок, которые зачастую называют интригующим словом «трактат», чтобы выманить побольше денег у простодушных туристов.
Персы всегда относились к своей магии серьёзно. Подтверждением тому служит манускрипт, который показал мне один адепт-самоучка. Судя по почерку и фразеологии, он был написан около двухсот лет назад. Книга называется «Океан тайн» и состоит приблизительно из четырёхсот страниц; в ней нет иллюстраций, но заметно, что её неоднократно читали.
«Океан тайн» разделён на тридцать частей и, вероятно, служит копией другой работы, дополненной примечаниями её бывшего владельца. Во избежание трений с мусульманскими властями, автор предисловия отмечает, что «ничего нельзя совершить Магическим путём без согласия Господа; и это согласие даётся лишь тем, кто вышел на стезю добродетели благодаря волевым и телесным усилиям».
В первой главе автор вводит читателя в курс дела и объясняет, что такое «магический» склад ума. По его словам, оккультные обряды — это особый способ «прожить две жизни в течение одной». Здесь мы сталкиваемся с редким примером «экономии времени», который, в частности, наводит на мысль, что жители Востока не так уж терпеливы, как принято считать.
Для того, чтобы вступить в контакт со сверхъестественными существами — хранителями магических тайн, необходимо медитировать в течение тридцати дней и есть ровно столько, чтобы не умереть с голоду. Всё это время взгляд должен быть «прикован к земле». Маг, не соблюдающий пяти ритуальных омовений рук, ног, лица, глаз и ушей, никогда не добьётся успеха в своём деле. Он должен запереться в комнате, куда нет доступа женщинам, и выучить наизусть имена ангелов, владеющих магическими секретами. Одновременно нужно изготовить несколько амулетов. Первый из них — серебряная рука с полумесяцем, завёрнутая в хлопчатобумажную и шёлковую ткани. Второй амулет сделан из глины и украшен тремя лоскутками хлопчатобумажной ткани «длиною в ваш мизинец»; на него можно будет взглянуть только по истечении тридцатидневного срока. Третий амулет — это клочок белой бумаги, на котором чёрным пером нарисовано два взаимопересекаюшихся чёрных квадрата.
Эти амулеты призваны защитить колдуна от злых духов. Они отчасти напоминают древнехалдейские оккультные предметы, а пересекающиеся квадраты, возможно, связаны с Соломоновой Печатью.
Помимо амулетов, маг должен изготовить плащ из разноцветных лоскутков — шафрановых, белых и голубых, и оросить его благоуханной розовой водой. Этот плащ надевают перед каждой магической церемонией со словами: «Рашан, Аршах, Нараш». Насколько мне известно, ни в одном другом восточном обряде они не употребляются.
Автор «Океана» утверждает, что во время ритуала голову всегда нужно покрывать, в то же время ноги должны оставаться босыми. «Не отращивайте бороду больше установленной длины». Это предписание, вероятно, объясняется исламским влиянием: по мусульманским правилам, длина бороды не должна превышать величины сжатого кулака.
«Если вы хотите, чтобы просветление пришло к вам как можно скорее, — продолжает мудрец, — всегда надевайте этот плащ во время медитаций и садитесь на специальный кожаный коврик».
Вся процедура занимает сто дней: «Тридцать дней воздержания, тридцать дней на восстановление сил и тридцать дней поста с рассвета до заката с приёмом пиши по ночам. В заключительные десять дней вы почувствуете, что обрели силу».
В период поста маг должен сделать выбор. Это означает, что ему необходимо выбрать цель и точно установить, чего он желает добиться во время первого магического эксперимента. Важно подчеркнуть, что, «если в один из Ста Дней к адепту подойдёт собака, его барака (“сила”) будет уничтожена, и ему придётся совершить полное омовение и в Новолуние начать всё сызнова».
Совершив все эти трудоёмкие приготовления, будущий колдун должен облачиться в свой плащ и чёрным по белому написать заклинание. Такие заклинания называются Kutub («книги»); их созерцают не менее одного раза в день, обычно утром или вечером.
После этого маг приходит в пустынное место, где никто не смог бы его побеспокоить. Здесь он совершает первый обряд, после которого становится настоящим магом. Поставив «один на другой» семь камней, он начинает ходить вокруг, повторяя про себя имена ангелов.
Для экзорцизма требуются свежая глина, перемешанная с травой, и два маленьких горшка: один — с мёдом, другой — с козьей шерстью. Всё это нужно смешать в центре круга, обойти вокруг одиннадцать раз и произнести такую молитву:
«Нулуш! Я связываю тебя! Я приказываю тебе явиться ко мне великим именем, которое знал Соломон, сын Давидов, великий маг, именем которого я обращаюсь к тебе!»
Затем заклинатель («не ища Нулуша») изрекает экзорцистскую формулу:
«Ashhadu inna la illaha Allah» [повторить дважды] и «Audubillahi min ash-Shaitan er-Rajim!»
Последняя фраза предохраняет от вмешательства Дьявола. Заклинаемый дух принимает человеческий облик «только по приказу экзорциста». Люди, которые боятся увидеть духа, могут просто отдать ему приказание и вернуться восвояси.
Но если дух материализовался, можно назначить время, когда ему следует являться за приказаниями. Судя по сказкам «Тысячи и одной ночи», джинна можно даже загнать в бутылку:
«Возьми кошачий хвост, обрызгай его несколькими капельками краски индиго и помести в небольшую металлическую бутылку, отлитую из чистой меди. Чистая медь отвращает любую опасность. Затем вынь кошачий хвост, а индиго стряхни в бутылку.
Повтори тридцать три раза такие слова: “Именем Соломона, сына Давида, повелителя Магов, приказываю Духу Силы [назови Духа] войти в эту бутылку”. Когда дух явится, он попросит, чтобы ты отпустил его с миром домой. Скажи ему: “Мир с тобой, Дух, но знай, что отныне твой дом находится в этой бутылке, и я — твой Хозяин, и ты должен помогать мне во всём, что бы я ни говорил и что бы ни делал”. После этих слов дух войдёт в бутылку в виде белого облачка.
Ты должен иметь под рукой затычку, которая была бы хорошо пригнана к горлышку и непременно сделана из свинца. Заткни бутылку, оставив небольшой зазор. В этот зазор налей кипящей смолы, смешанной с кедровым соком.
Когда захочешь поговорить с духом, вызови его и обходись с ним по-дружески. Ты увидишь его через стенки бутылки; у него будет маленькое личико, похожее на человеческое, только круглое».
С духом нужно говорить раз в день и «принимать от него небольшие услуги, которые ваш раб будет оказывать вам с огромным удовольствием; рабу нравится сознавать, что он полезен своему хозяину». Если дух обнаружит, что его хозяину грозит опасность, он позовёт вас именем Соломона, сына Давида («впереди раздастся негромкий крик»). По возможности отпускайте духа домой раз в двенадцать лет. Он непременно вернётся, если вы возьмёте у него маленькую бирюзовую табличку, на которой записано его имя и обязанности; «Соломон снабдил такими табличками всех Джиннов…»