Магические традиции арабов.
Нам очень мало известно об арабских магических обычаях, существовавших до прихода ислама в VII в. н. э. По арабской легенде, небольшая горстка посвящённых, живших в отдалённых оазисах, сохранила оккультное знание царя Соломона и держала его в строжайшем секрете. Другие маги, владевшие волшебными словами, талисманами и заклинаниями, собрали несметные сокровища в огромных пещерах и стали своеобразной оккультной элитой, правившей целым миром.
Легенда гласит, что два ангела Харут и Марут научились магии и передали своё знание людям. Это положение лежит в основе всего арабского оккультизма. Арабы были знакомы также с джиннами, или «гениями», обладавшими наполовину духовной природой. Ангелы и джинны неоднократно упоминаются в Коране. Арабы практиковали ещё одну форму магии — превращение людей в животных, или масх; на Западе это искусство называют «ликантропией».
Магические верования и обычаи упоминаются в классических книгах арабских учёных, посвящённых совершенно другим вопросам. О магии заводит речь знаменитый историк Табари, а Ибн Хальдун в своей «Общественной философии» приводит описание некоторых обрядов, очевидцем которых он был. И даже из философских трудов отца современной логики аль-Газали можно заключить, что арабские учёные придавали большое значение этому предмету.
Перу философа и социолога Ибн Хальдуна принадлежит одно из наиболее объективных сообщений об арабском оккультизме. Этот писатель XIV в. разделил магию на два типа: 1) «чистая» магия и 2) талисманы[68].
«Чистая» магия — это сила, которая исходит изнутри мага без посредников и «помощников» (muawin). «Чистым» магам нет необходимости заклинать духов. Вспомним о мана-акаше — неисчерпаемой оккультной силе, которая не является ни доброй, ни злой и всегда находится в распоряжении у мага; эта сила обладает чуть ли не психофизической природой. При магии второго типа, получившей общее название «талисманной», адепт вступает в контакт с внешними силами и использует их.
Ибн Хальдун впервые доказал, что способность оказывать магическое воздействие тесно связана с гипноидальными состояниями. Учёный писал, что рисование пантакля и другие ритуалы эмоционально возбуждают мага. В противном случае он никогда бы не достиг желаемой цели. Это наблюдение можно назвать первым научным открытием в истории магии.
Благодаря интенсивной интеллектуальной деятельности, направленной на изучение различных оккультных систем, появилось невероятное множество талисманов и других чудодейственных предметов[69].
Талисманы нужно изготавливать в строго определённое время. Обычно они состоят из железа, меди или из сплава этих магических металлов. Талисманы обладают символической способностью подчинять духов. Люди, стремящиеся посеять вражду, изготавливают талисман квадратной формы в период, когда Луна находится в созвездии Овна. Круглый талисман, изготовленный в то же время, заставит духа рассказать, где спрятан его клад. Медная дощечка со словом ATHORAY, которому покровительствуют Плеяды, наделяет сверхъестественными способностями моряков, воинов и алхимиков. Магический талисман из того же материала, но со еловом ADELAMEN и зодиакальным знаком Тельца, может разрушать дома, колодцы и рудники; он широко применяется в «чёрной» магии. Путешественники берут с собой в дорогу треугольный железный талисман со словом ALCHATAY и чёрным знаком Тельца, который будто бы излечивает многие болезни. ???????, изготовленный из сплава железа и меди в виде полумесяца и украшенный знаком Близнецов, помогает осаждающим. Этот талисман используется также в «чёрной» магии для истребления урожая и мщения. Интересно отметить, что ALDIMIACH, имеющий ту же форму, что и предыдущий талисман, и находящийся под тем же знаком зодиака, приносит любовь и дружбу.
Все перечисленные знаки необходимо писать чёрными чернилами на листе белой бумаги, который повсюду носят с собой. Когда Солнце или Луна войдут в соответствующее зодиакальное созвездие, проявятся скрытые свойства того или иного талисмана, который принесёт пользу его владельцу.
Известны и другие астрологические талисманы: ALMAZAN, находящийся под знаком Льва, вызывает ссоры между мужчинами и женщинами; он служит дурным предзнаменованием для путешественников и повсюду сеет раздор и смуту. Если хранить ALGELIOCHE (также под знаком Льва) в определённом месте, он принесёт любовь и благоволение. Талисман AZOBRA с изображением львиной гривы приносит успех путешественникам и помогает вернуть утраченную любовь. ALZARFA (под знаком Девы) приносит прибыль; ACHURETH (тоже Дева) помогает сохранить любовь и исцеляет больных, но не подходит для путешествующих по суше. Люди, стремящиеся отыскать клад, изготавливают талисман под названием AGRAFA (находится под знаком Весов). AZUBENE, которому покровительствует Скорпион, приносит удачу путешествующим по морю.
Талисманы из сплава меди и свинца, украшенные Короной Скорпиона и словом ALCHIL, обеспечивают успех в любом деле, в том числе в путешествиях.
Следующие талисманы, некогда очень популярные в Европе, завершают список арабских оккультных предметов, упоминаемых в нескольких книгах по магии.
ALLATHA, или хвост Скорпиона, приносит несчастья путешественникам и сеет вражду между друзьями; используется в «чёрной» магии. ABRAHAYA лишает богатств, нажитых нечестным путём, и склоняет людей к азартным играм. ABEIDA приносит урожай и помогает путешественникам, но может также посеять недовольство и вызвать разрыв в отношениях. SADAHECHA (под знаком Козерога) помогает сберечь здоровье, а ZABODOLA излечивает некоторые недуги. SADABETH — талисман Звезды Счастья, укрепляющий супружеские узы. SADALABRA, наряду с другими талисманами, используется для мщения, уничтожения врагов и расторжения браков. ALFARZ, наоборот, помогает встретить спутника жизни и приносит удачу во всех делах. ALBOTHAN, которым управляет созвездие Рыб, обеспечивает безопасность в чужой стране; это один из защитных талисманов, который надевают маги во время работы. Он приносит согласие и счастье в семью.
Арабская магия чрезвычайно богата символами. Арабо-исламские колдуны регулярно пользуются традиционными атрибутами волшебника: пентаграммами, Печатью Соломона и Щитом Давида, Глазом Гора и Ладонью Бога Луны.
Остановимся на одном любопытном факте. Арабы верили, что сама форма свастики, древнейшего символа солнца и жизни, обладает особой силой. Если эту форму мысленно наделить дополнительным значением, её сила удвоится, а если маг придаст свастике или любому другому магическому символу дополнительный третий смысл, их сила возрастёт втрое. В арабской работе XVII в. «Tilism wa’l Quwwa» («Сила и талисманы»)[70] эта теория получила дальнейшее развитие. Анонимный автор пишет, что христиане избрали своей эмблемой знак Креста. Теперь нам известно, что ещё в глубокой древности Крест служил символическим изображением Солнца. По словам учёного, Крест «содержит в себе свойства особого рода, о которых мы не имеем чёткого представления». Этот символ обладал магической силой задолго до Христа. После Распятия он приобрёл дополнительную функцию, и сила его удвоилась. «То же самое можно сказать и о Свастике»[71].
Происхождение свастики нам неизвестно. В Китае этот знак до сих пор пользуется огромной популярностью и называется вань. Китайцы считают вань буддийским символом, что указывает на его индийское происхождение. Свастика служит «набором добрых знаков, обладающих десятью тысячами свойств, и одной из шестидесяти пяти магических фигур, восходящих к знаменитым отпечаткам ног Будды». Символ широко распространён и в других странах, где живы буддийские традиции.
«Свастику отождествляли с Молотом Тора — Зевса-Громовержца древних скандинавов». Возможно, поэтому немецкие нацисты избрали её в качестве «арийского» символа.
Само слово «свастика» происходит от двух санскритских корней: su («хорошо») и asti (связка) и означает «Хорошо!»
Существует много разновидностей этого символа, например, Fylfot — эмблема острова Мэн.
Арабы широко применяли символ свастики в своих обрядах, заклинаниях и магических именах. Одна из фраз, связанных со свастикой — Ya Ali («О, Али!»), заклинание, обращённое к Четвёртому Халифу и сподвижнику Мухаммада. Оно пользуется популярностью среди шиитов, высоко почитающих Али. Персы вписывали в свастику заклинание Четырёх Халифов: Ya Chahar Yar («О, Четверо Друзей!»). В этом и предыдущем случаях «руки» (или «ноги») фигуры словно бы совершают вращение по часовой стрелке. Один каллиграф, знавший значение фразы Chahar Yar, вписал моё имя в печать, состоящую из двух свастик, которые вращаются в разных направлениях. Вторая свастика помечена моим полным титулом: Сеид Шах.
Древнесемитские магические традиции арабов, евреев и ассирийцев нашли своё воплощение в ритуалах и символах Храма в Мекке. Известно, что Мухаммад очистил эту мистическую Каабу и посвятил её единому исламскому богу — Аллаху. Среди трёхсот шестидесяти богов, которым поклонялись в Каабе, особого упоминания заслуживают Аллат, Манат, Узза и Хубал, божества, «изрекавшие оракулы и определявшие судьбы людей». Их жрецы принадлежали исключительно к царскому клану курейш. Насколько нам известно, искусство доисламских колдунов мало чем отличалось от магических методов других семитских народов. Для нас наибольший интерес представляет тот период арабской истории, когда воинственные кланы вышли из пустыни и ассимилировали знания и традиции покорённых наций.
Арабо-исламская магия развивалась рука об руку с арабской цивилизацией. Первые халифы Сирии, Испании и Египта перевели на арабский язык громадное количество римских, греческих и других письменных источников. Арабские учёные, получавшие государственные субсидии, систематизировали учение Аристотеля и других греческих авторов, свели воедино всю античную историю и составили юридический, религиозный и моральный кодексы. В знаменитых университетах Кайруана, Кордовы и Багдада серьёзные исследователи изучали медицину, магию и алхимию. Иудейские и халдейские магические верования подвергались тщательному анализу и проверке.
Каково же было отношение арабских мусульман к магии? Во всём строго следуя Корану, мудрецы считали, что любая форма магии является несомненной силой. Из-под пера арабо-мусульманских авторов XII-XVI вв. вышли весьма интересные магические трактаты. И во многом благодаря их сотрудничеству с учёными иудеями в арабо-испанских университетах восточное тайное знание проникло в Европу.
Одна из первых арабских магических систем была составлена Фахруддином ар-Рази (Разесом). По его мнению, сихр («магия») делится на три нава, или «разновидности»:
Первое место занимает халдейская магия, которую Разес отождествлял с культом звёзд, астрологией и учением о духах небесных тел. Затем идёт подлинная спиритуалистическая магия (возможно, разновидность спиритизма или гипноза). Эта наука изучает взаимодействие человеческой души с телом и её влияние на тела других людей. Сюда же входит взаимодействие с духами других людей. Последнее место автор отводит чудесам, которые, согласно мусульманским представлениям, способны совершать только пророки.
Нам очень мало известно об арабских магических обычаях, существовавших до прихода ислама в VII в. н. э. По арабской легенде, небольшая горстка посвящённых, живших в отдалённых оазисах, сохранила оккультное знание царя Соломона и держала его в строжайшем секрете. Другие маги, владевшие волшебными словами, талисманами и заклинаниями, собрали несметные сокровища в огромных пещерах и стали своеобразной оккультной элитой, правившей целым миром.
Легенда гласит, что два ангела Харут и Марут научились магии и передали своё знание людям. Это положение лежит в основе всего арабского оккультизма. Арабы были знакомы также с джиннами, или «гениями», обладавшими наполовину духовной природой. Ангелы и джинны неоднократно упоминаются в Коране. Арабы практиковали ещё одну форму магии — превращение людей в животных, или масх; на Западе это искусство называют «ликантропией».
Магические верования и обычаи упоминаются в классических книгах арабских учёных, посвящённых совершенно другим вопросам. О магии заводит речь знаменитый историк Табари, а Ибн Хальдун в своей «Общественной философии» приводит описание некоторых обрядов, очевидцем которых он был. И даже из философских трудов отца современной логики аль-Газали можно заключить, что арабские учёные придавали большое значение этому предмету.
Перу философа и социолога Ибн Хальдуна принадлежит одно из наиболее объективных сообщений об арабском оккультизме. Этот писатель XIV в. разделил магию на два типа: 1) «чистая» магия и 2) талисманы[68].
«Чистая» магия — это сила, которая исходит изнутри мага без посредников и «помощников» (muawin). «Чистым» магам нет необходимости заклинать духов. Вспомним о мана-акаше — неисчерпаемой оккультной силе, которая не является ни доброй, ни злой и всегда находится в распоряжении у мага; эта сила обладает чуть ли не психофизической природой. При магии второго типа, получившей общее название «талисманной», адепт вступает в контакт с внешними силами и использует их.
Ибн Хальдун впервые доказал, что способность оказывать магическое воздействие тесно связана с гипноидальными состояниями. Учёный писал, что рисование пантакля и другие ритуалы эмоционально возбуждают мага. В противном случае он никогда бы не достиг желаемой цели. Это наблюдение можно назвать первым научным открытием в истории магии.
Благодаря интенсивной интеллектуальной деятельности, направленной на изучение различных оккультных систем, появилось невероятное множество талисманов и других чудодейственных предметов[69].
Талисманы нужно изготавливать в строго определённое время. Обычно они состоят из железа, меди или из сплава этих магических металлов. Талисманы обладают символической способностью подчинять духов. Люди, стремящиеся посеять вражду, изготавливают талисман квадратной формы в период, когда Луна находится в созвездии Овна. Круглый талисман, изготовленный в то же время, заставит духа рассказать, где спрятан его клад. Медная дощечка со словом ATHORAY, которому покровительствуют Плеяды, наделяет сверхъестественными способностями моряков, воинов и алхимиков. Магический талисман из того же материала, но со еловом ADELAMEN и зодиакальным знаком Тельца, может разрушать дома, колодцы и рудники; он широко применяется в «чёрной» магии. Путешественники берут с собой в дорогу треугольный железный талисман со словом ALCHATAY и чёрным знаком Тельца, который будто бы излечивает многие болезни. ???????, изготовленный из сплава железа и меди в виде полумесяца и украшенный знаком Близнецов, помогает осаждающим. Этот талисман используется также в «чёрной» магии для истребления урожая и мщения. Интересно отметить, что ALDIMIACH, имеющий ту же форму, что и предыдущий талисман, и находящийся под тем же знаком зодиака, приносит любовь и дружбу.
Все перечисленные знаки необходимо писать чёрными чернилами на листе белой бумаги, который повсюду носят с собой. Когда Солнце или Луна войдут в соответствующее зодиакальное созвездие, проявятся скрытые свойства того или иного талисмана, который принесёт пользу его владельцу.
Известны и другие астрологические талисманы: ALMAZAN, находящийся под знаком Льва, вызывает ссоры между мужчинами и женщинами; он служит дурным предзнаменованием для путешественников и повсюду сеет раздор и смуту. Если хранить ALGELIOCHE (также под знаком Льва) в определённом месте, он принесёт любовь и благоволение. Талисман AZOBRA с изображением львиной гривы приносит успех путешественникам и помогает вернуть утраченную любовь. ALZARFA (под знаком Девы) приносит прибыль; ACHURETH (тоже Дева) помогает сохранить любовь и исцеляет больных, но не подходит для путешествующих по суше. Люди, стремящиеся отыскать клад, изготавливают талисман под названием AGRAFA (находится под знаком Весов). AZUBENE, которому покровительствует Скорпион, приносит удачу путешествующим по морю.
Талисманы из сплава меди и свинца, украшенные Короной Скорпиона и словом ALCHIL, обеспечивают успех в любом деле, в том числе в путешествиях.
Следующие талисманы, некогда очень популярные в Европе, завершают список арабских оккультных предметов, упоминаемых в нескольких книгах по магии.
ALLATHA, или хвост Скорпиона, приносит несчастья путешественникам и сеет вражду между друзьями; используется в «чёрной» магии. ABRAHAYA лишает богатств, нажитых нечестным путём, и склоняет людей к азартным играм. ABEIDA приносит урожай и помогает путешественникам, но может также посеять недовольство и вызвать разрыв в отношениях. SADAHECHA (под знаком Козерога) помогает сберечь здоровье, а ZABODOLA излечивает некоторые недуги. SADABETH — талисман Звезды Счастья, укрепляющий супружеские узы. SADALABRA, наряду с другими талисманами, используется для мщения, уничтожения врагов и расторжения браков. ALFARZ, наоборот, помогает встретить спутника жизни и приносит удачу во всех делах. ALBOTHAN, которым управляет созвездие Рыб, обеспечивает безопасность в чужой стране; это один из защитных талисманов, который надевают маги во время работы. Он приносит согласие и счастье в семью.
Арабская магия чрезвычайно богата символами. Арабо-исламские колдуны регулярно пользуются традиционными атрибутами волшебника: пентаграммами, Печатью Соломона и Щитом Давида, Глазом Гора и Ладонью Бога Луны.
Остановимся на одном любопытном факте. Арабы верили, что сама форма свастики, древнейшего символа солнца и жизни, обладает особой силой. Если эту форму мысленно наделить дополнительным значением, её сила удвоится, а если маг придаст свастике или любому другому магическому символу дополнительный третий смысл, их сила возрастёт втрое. В арабской работе XVII в. «Tilism wa’l Quwwa» («Сила и талисманы»)[70] эта теория получила дальнейшее развитие. Анонимный автор пишет, что христиане избрали своей эмблемой знак Креста. Теперь нам известно, что ещё в глубокой древности Крест служил символическим изображением Солнца. По словам учёного, Крест «содержит в себе свойства особого рода, о которых мы не имеем чёткого представления». Этот символ обладал магической силой задолго до Христа. После Распятия он приобрёл дополнительную функцию, и сила его удвоилась. «То же самое можно сказать и о Свастике»[71].
Происхождение свастики нам неизвестно. В Китае этот знак до сих пор пользуется огромной популярностью и называется вань. Китайцы считают вань буддийским символом, что указывает на его индийское происхождение. Свастика служит «набором добрых знаков, обладающих десятью тысячами свойств, и одной из шестидесяти пяти магических фигур, восходящих к знаменитым отпечаткам ног Будды». Символ широко распространён и в других странах, где живы буддийские традиции.
«Свастику отождествляли с Молотом Тора — Зевса-Громовержца древних скандинавов». Возможно, поэтому немецкие нацисты избрали её в качестве «арийского» символа.
Само слово «свастика» происходит от двух санскритских корней: su («хорошо») и asti (связка) и означает «Хорошо!»
Существует много разновидностей этого символа, например, Fylfot — эмблема острова Мэн.
Арабы широко применяли символ свастики в своих обрядах, заклинаниях и магических именах. Одна из фраз, связанных со свастикой — Ya Ali («О, Али!»), заклинание, обращённое к Четвёртому Халифу и сподвижнику Мухаммада. Оно пользуется популярностью среди шиитов, высоко почитающих Али. Персы вписывали в свастику заклинание Четырёх Халифов: Ya Chahar Yar («О, Четверо Друзей!»). В этом и предыдущем случаях «руки» (или «ноги») фигуры словно бы совершают вращение по часовой стрелке. Один каллиграф, знавший значение фразы Chahar Yar, вписал моё имя в печать, состоящую из двух свастик, которые вращаются в разных направлениях. Вторая свастика помечена моим полным титулом: Сеид Шах.
Древнесемитские магические традиции арабов, евреев и ассирийцев нашли своё воплощение в ритуалах и символах Храма в Мекке. Известно, что Мухаммад очистил эту мистическую Каабу и посвятил её единому исламскому богу — Аллаху. Среди трёхсот шестидесяти богов, которым поклонялись в Каабе, особого упоминания заслуживают Аллат, Манат, Узза и Хубал, божества, «изрекавшие оракулы и определявшие судьбы людей». Их жрецы принадлежали исключительно к царскому клану курейш. Насколько нам известно, искусство доисламских колдунов мало чем отличалось от магических методов других семитских народов. Для нас наибольший интерес представляет тот период арабской истории, когда воинственные кланы вышли из пустыни и ассимилировали знания и традиции покорённых наций.
Арабо-исламская магия развивалась рука об руку с арабской цивилизацией. Первые халифы Сирии, Испании и Египта перевели на арабский язык громадное количество римских, греческих и других письменных источников. Арабские учёные, получавшие государственные субсидии, систематизировали учение Аристотеля и других греческих авторов, свели воедино всю античную историю и составили юридический, религиозный и моральный кодексы. В знаменитых университетах Кайруана, Кордовы и Багдада серьёзные исследователи изучали медицину, магию и алхимию. Иудейские и халдейские магические верования подвергались тщательному анализу и проверке.
Каково же было отношение арабских мусульман к магии? Во всём строго следуя Корану, мудрецы считали, что любая форма магии является несомненной силой. Из-под пера арабо-мусульманских авторов XII-XVI вв. вышли весьма интересные магические трактаты. И во многом благодаря их сотрудничеству с учёными иудеями в арабо-испанских университетах восточное тайное знание проникло в Европу.
Одна из первых арабских магических систем была составлена Фахруддином ар-Рази (Разесом). По его мнению, сихр («магия») делится на три нава, или «разновидности»:
Первое место занимает халдейская магия, которую Разес отождествлял с культом звёзд, астрологией и учением о духах небесных тел. Затем идёт подлинная спиритуалистическая магия (возможно, разновидность спиритизма или гипноза). Эта наука изучает взаимодействие человеческой души с телом и её влияние на тела других людей. Сюда же входит взаимодействие с духами других людей. Последнее место автор отводит чудесам, которые, согласно мусульманским представлениям, способны совершать только пророки.