Эйдан Келли и Мабон.
Это Эйдан Келли, по его собственному признанию, окрестил современное языческое празднование Осеннего Равноденствия Мабоном. До этого последователи языческих религий просто называли этот сезонный праздник Падением Листьев или Осенним Равноденствием. Ранние Виккане отмечали главные фестивали огня квартальными Саббатами, которые отмечались в ближайшее Полнолуние. Когда Келли инициировал Викку, празднование Саббата включало ритуал, за которым следовало пиршество во время каждого из четырех основных фестивалей огня (Имболк, Белтейн, Лугнасад и Самайн). Поскольку четыре праздника огня носили кельтские названия, Келли попытался уравновесить их с саксонскими названиями фестивалей Равноденствий и Солнцестояний. К сожалению, он не смог найти древнее саксонское название праздника, которое полностью соответствовало бы тематике Викканского Осеннего Равноденствия.
Келли действительно обнаружил, что Элевсинские Мистерии соответствуют желаемой эмоциональной роли, но он не хотел добавлять греческое имя в уже установившуюся кельтско-саксонскую схему. Поскольку он не смог найти саксонского имени, он обратился к соседним кельтским источникам. Келли обратился к рассказу о Мабоне ап Модроне, имя которого означает «сын матери», в поисках тематической параллели с Коре, что означало «дочь матери». Он увидел духовную связь в типичной богине-матери, у которой похитили её ребенка. В то время как Келли черпал духовное вдохновение для праздника из Элевсинских Мистерий, он использовал кельтское имя Мабон для хотя бы частичной последовательности имен в Саббатах.
Вкратце, история Мабона - это история младенца, украденного у его матери и заключенного в тюрьму. Его освобождение становится целью мифического героя Калхуча, который должен найти Мабона, чтобы помочь ему выследить кабана, который ранее был королем, чтобы выиграть руку Олвен в браке. Как предположил Келли, есть параллели с мифом о Персефоне: «Мабона можно рассматривать как персонажа, который воплощает общеевропейскую концепцию младенца в изгнании и возвращении. […] Этот миф свидетельствует об отделении юного бога от его матери, великой богини, и, как следствие, опустошении земли, которая восстанавливается только после воссоединения юного бога со своей матерью (Hughes, 73).
В Книге Талиесина Мабон принимает психопомпический аспект и был призван для этих качеств, что снова делает его отличным представителем Осеннего Равноденствия: «Здесь Мапонос воспринимается как бог, пересекающий непостоянную границу между подземным и верхним миром, царство света и тьмы; имея доступ к обоим мирам, он полезен тем, кому требуются качества обоих состояний. В случае Мабона плодородие, рождение и смерть - это просто противоположные стороны одной медали; все необходимо» (Hughes, 74).
Хотя литература напрямую не связывает Мабон с Равноденствием, Келли считает, что кельты действительно отмечали какой-то праздник во время Осеннего Равноденствия, упомянув, что астроном сэр Фред Хойл определил это, исследуя Стоунхендж. Хойл обнаружил, что ряд дыр, называемых дырами Обри, выстраиваются в линию с определенными затмениями, позволяя свету просвечивать точно в момент Равноденствия. Поскольку Стоунхендж служил предсказательным календарем и определенно соответствовал датам Равноденствий и Солнцестояний, открытие Хойла поддержало веру Келли в то, что даты древних язычников на Британских островах также имели определенное культурное значение. В то время как кельтские героические мифы, безусловно, являются наиболее популярным ядром викканских праздников, Саббаты имеют определенные духовные темы, но не обязаны принимать сказания определенной культуры как литургию. Праздник Мабона выражает благодарность за урожай и за жертвы, принесенные другими ради выживания. Некоторые мифы во многих культурах разделяют эти темы.
"Мабон. Ритуалы, Рецепты и Предания Осеннего Равноденствия."Диана Райчел.
Перевод с английского:Katrina.